Jane Bathori
Настоящее имя и фамилия Жанн Мари Бертье - французская певица (сопрано), пианистка и режиссёр. Ученица Г. Паран (фортепиано), Брюне-Лафлёр и Э. Анжеля (пение). Концертировала как пианистка; в 1900 впервые выступила как певица в филармоническом концерте в Барселоне, в 1901 - на оперной сцене в Нанте (в партии Золушки, «Золушка» Массне). В том же году была приглашена А. Тосканини в театр «Ла Скала». В 1917-19 в помещении театра «Вьё коломбье» организовывала камерные концерты, ставила музыкальные спектакли, в том числе «Игра о Робене и Марион» Адама де ла Аля, «Дева-избранница» Дебюсси, «Плохое воспитание» Шабрие и др. В 1926-33 и 1939-45 жила в Буэнос-Айресе, концертировала, пропагандируя сочинения современных французский композиторов (А. Дюпарка, Д. Мийо, Ф. Пуленка, А. Онеггера и др.), руководила хоровыми обществами, пела на сцене театра «Колон», выступала как драматическая актриса. В 1946 возвратилась в Париж, преподавала (пение), выступала с лекциями о музыке по радио и на телевидении.
Одна из выдающихся представительниц французской вокальной школы, Батори была тонким интерпретатором и пропагандистом камерно-вокальных произведений К. Дебюсси, М. Равеля, композиторов «Шестёрки» и других французских музыкантов 20 в. (часто первая исполнительница их произведений). В оперном репертуаре Батори: Марион («Игра о Робене и Марион» Адама де ла Аля), Серпина («Служанка-госпожа» Перголези), Мари («Дочь полка» Доницетти), Мими («Богема» Пуччини), Миньон («Миньон» Массне), Консепсия («Испанский час» Равеля) и др.
Сочинения: Conseils sur le chant, P., 1928; Sur l'interpretation des melodies de Claude Debussy. Les Editions ouvrieres, P., 1953 (фрагменты в русском переводе - О песнях Дебюсси, «СМ», 1966, No 3).
С. М. Грищенко