Пал (Пол) Абрахам (венг. Ábrahám Pál, нем. Paul Abraham; 2 ноября 1892 — 6 мая 1960) — венгерский композитор, создатель популярных оперетт и музыки к кинофильмам.
С венгерской опереттой неизменно ассоциируется имя Имре Кальмана, но Венгрия дала миру еще одного композитора, создавшего немало оперетт — Пала Абрахама. Он принадлежал уже к другой эпохе, киномузыка занимала в его творчестве столь же значительное место, как оперетта.
Жизнь Пала Абрахама была богата событиями и драматична. Родина композитора — город Апатин, ныне относящийся к Сербии, но на момент рождения Абрахама то была территория Венгрии. Мать его была пианисткой, а отец возглавлял банк. Когда отец умер, семья перебралась в Будапешт, где Пал получил образование: сначала — в Торговой школе, затем стал студентом Музыкальной академии. В этом учебном заведении были исполнены на концертах первые сочинения Абрахама — Концерт для виолончели, «Венгерская серенада», Струнный квартет. В эти годы молодой композитор уделял немало внимания духовной музыке, однако партитуры его ранних сочинений не сохранились.
Молодость композитора была весьма бурной. Во время Первой мировой войны он был солдатом, побывал в плену. Некоторое время он был банкиром, но из-за инфляции оказался банкротом, некоторое время провел в тюрьме, после чего выступал в небольших кафе.
В 1927 г. композитор создал музыку для немой кинокартины «Женщина с Востока», тогда же он занял должность капельмейстера в Театре оперетты. В следующем году состоялся его композиторский дебют в качестве создателя оперетт — прошла премьера «Замужней девицы», его первого творения в этом жанре, а два года спустя была поставлена следующая его оперетта — «Виктория». Как и в опереттах Кальмана, в ней звучали венгерские интонации, но композитору удалось органично сочетать их с новомодным музыкальным явлением — джазовыми ритмами. Другая примечательная особенность — не одна характерная пара, а две.
Благодаря успеху «Виктории» на композитора обратили внимание известные либреттисты, сотрудничавшие с Имре Кальманом — Фритц Лёнер-Беда и Альфред Грюнвальд. Они переработали либретто «Виктории» (написанное на венгерском языке) для постановки в Германии. Оперетта была поставлена сначала в Лейпциге, затем — в Берлине под заглавием «Виктория и ее гусар», дирижировал сам Абрахам. Берлинская премьера обернулась триумфом, к композитору пришла слава — его называли «кронпринцем оперетты» (подразумевалось, что у Имре Кальмана и Франца Легара, считавшимися «королями» жанра, появился достойный наследник).
Столь же успешны были другие творения Абрахама. Секрет успеха заключался в умелом сочетании традиций и новых веяний. Наряду с такими традиционными для оперетты танцевальными ритмами, как вальс, полька и чардаш, в произведениях Абрахама присутствуют чарльстон, фокстрот, танго. Одновременно композитор создает киномузыку (тогда делал первые шаги звуковой кинематограф), номера для ревю. Последним значительным событием в мире оперетты довоенного периода становится «Бал в Савойе».
Пал Абрахам находился на вершине славы, огромные гонорары позволили приобрести особняк в Берлине, иметь роскошный автомобиль с личным шофером… и все это благополучие рухнуло в одночасье. К власти пришли нацисты — а Абрахам был евреем. Его оперетты немедленно снимаются с репертуара всех немецких театров. В последующие годы композитор жил в Вене, после аншлюса Австрии — в Будапеште. Но и Будапешт ему пришлось покинуть из-за преследования евреев. Композитор уехал в Париж, а когда во французскую столицу вошли немецкие войска, он отправился в Касабланку, некоторое время жил в Гаване, а затем приехал в США.
На Америку композитор возлагал большие надежды, но им не суждено было оправдаться: его оперетты не ставились на Бродвее, а продюсеры из Голливуда не спешили заказывать ему музыку к своим фильмам. Абрахам работал как аккомпаниатор и переписчик нот, денег не хватало даже на самое необходимое — например, на медицинские услуги, а здоровье его пошатнулось. В 1943 г. возникают первые проявления нервного расстройства, а в 1946 г. Абрахам был помещен в клинику: не помнящий даже свое имя, он содержался в палате с большим количеством пациентов — и не знал, что послевоенная Европа вспомнила о «кронпринце оперетты»: его произведения с успехом шли в театрах, экранизировались, но самого композитора при этом считали умершим (и в определенной степени это было правдой). Тот факт, что он жив и находится в клинике, всплыл случайно, когда власти в США вознамерились выслать его из-за истечения срока визы.
Стараниями немецкого друга Абрахама были собраны деньги, чтобы переправить композитора в Германию. Друг, насколько это было возможно, организовал торжественную встречу, нанял оркестр, который исполнил фрагмент из оперетты «Виктория» — но композитор не узнал собственную музыку и спросил, кто ее автор. До конца жизни он не создал больше ни одного произведения, хотя прекрасно импровизировал на фортепиано. Абрахам скончался в 1960 г.
Учился в Академии музыки в Будапеште (1910-16). В 1931-33 работал в Берлине, после прихода фашизма уехал в Вену, затем жил в Париже, на Кубе, с 1939 — в Нью-Йорке. Последние годы жизни работал в Гамбурге.
В начало творческой деятельности писал симфонические и камерные произведения; с 1928 работал в жанре оперетты и мьюзикла. Автор 13 оперетт, среди них — «Виктория и её гусар» («Victoria und ihr Husar», 1930, Будапешт и Лейпциг), «Цветок Гавайи» («Blume von Hawai», 1931, Лейпциг), «Бал в Савойе» («Ball im Savoy», 1932, Берлин; ставилась в СССР в 1943 в Иркутске и в др. городах), «Рокси и её чудесная команда» («Roxy und ihr Wunderteam», 1937, Вена) и др.; музыки к фильмам (более 30) и др.
Сочинения: 13 оперетт и др. музыкально-сценические произведения, в т. ч. оперетты — «Супруг барышни» (1928), «Виктория и ее гусар» (1930), «Цветок Гавайи» (1931), «Бал в Савойе» (1932); «Девушка из Гранд-отеля» (1934), «Рокси и ее чудесная команда» (1937); произведения для оркестра, камерно-инструментальные сочинения, пьесы для различных инструментов; романсы, хоры, музыка к спектаклям, кинофильмам (свыше 30).