От Моцарта до Верди, от Россини до Пуччини…

Ольга Перетятько с ГАСО России в Московской филармонии

Сопрано Ольга Перетятько родилась в Санкт-Петербурге, но после получения в своем родном городе музыкального образования по специальности «хоровое дирижирование» и полутора лет частных занятий с Ларисой Гоголевской (в прошлом известной драмсопрано из числа звезд Мариинского театра) профессиональную вокальную подготовку приобрела в Берлинской высшей школе музыки им. Ханса Эйслера. Задействовав целеустремленность и упорство, помноженные на поистине невероятную работоспособность, именно за рубежом, где певица обрела и новый дом, и новую сферу реализации своего творческого потенциала, она и смогла выстроить – иначе просто не сказать – головокружительную карьеру!

Но «головокружение от успехов» – это не о нашей героине, ведь Ольга Перетятько – тот тип творческой личности, о которой смело можно сказать self-made woman. Сегодня, когда певицей покорены сцены ведущих оперных театров и крупнейших концертных залов мира, ее связь с публикой в России не просто не прерывается, а развивается чрезвычайно активно и плодотворно. В свой родной дом – в Россию – певица возвращается с регулярной периодичностью. Однако если в прошлые московские приезды вниманию своей публики она предлагала оригинальные по тематике камерные программы (вспомним ее рециталы в Большом зале консерватории и в Концертном зале «Зарядье»), то на этот раз на сцене Концертного зала им. П.И. Чайковского представила девять оперных арий в сопровождении оркестра.

В Москве исполнительницу любят и в предвкушении каждой новой встречи с этой потрясающе обворожительной женщиной и обаятельнейшей артисткой здесь ей всегда рады. Так что 27 февраля на ее концерте на главной филармонической площадке Москвы зрительный зал ожидаемо ломился от наплыва публики. В этот вечер за дирижерский пульт Государственного академического симфонического оркестра России им. Е.Ф. Светланова встал Александр Соловьёв, а вся программа – как оперные арии, так и инструментальные фрагменты из опер – распалась на четыре блока, представивших одного композитора. Первое отделение составили блоки Моцарта и Верди, а второе – Россини и Пуччини.

Репертуарный конек Госоркестра России, прежде всего, – симфонический репертуар в сáмом широком спектре эпох и стилей, то, о чём зачастую, просто не задумываясь, мы и говорим «серьезная» музыка. А вот «несерьезная» на контрасте с ней оперная музыка, к примеру, из арсенала Россини или даже Верди, пусть она и основана на симфонизме (на чём еще, если не на нём!), неоперными (нетеатральными) оркестрами, как правило, всегда интерпретируется довольно специфично, своеобразно – как-то не так…

Но на этот раз чрезвычайно вдумчивый и многопланово мыслящий маэстро Соловьёв с поистине драматической, всепоглощающей аффектацией, однако при этом с удивительной рельефностью и тонкостью, провел и увертюру к «Дон Жуану» Моцарта, и экспрессивное интермеццо к третьему акту «Манон Леско» Пуччини, и щемящее меланхолией вступление к «Травиате» Верди, и даже увертюру к «Набукко», за которого гению Верди, конечно же, воздано сполна, но однозначно – не как композитору-симфонисту. В обсуждаемый вечер эта масштабная увертюра «маэстро из Буссето» прозвучала на редкость сбалансированно и органично, но в нюансировке, при известной напористости, не потеряла. А вот увертюра к «Сороке-воровке» Россини, сыгранная как Верди, – и это стиль отечественных оркестров – воздушную пленительность и упоительную прозрачность своей фактуры так и не явила…

И всё же три вокальные пьесы Россини в исполнении Ольги Перетятько, прошедшей через горнило Росиниевской Академии на родине композитора в Пезаро и, следовательно, профессионально закаленной в «вокально-творческих боях» и перипетиях бельканто, стали тем, что дало возможность вкусить первозданного Россини на все двести процентов! Мы услышали искрометную каватину Фьориллы из первого акта «Турка в Италии», элегичные речитатив и романс Матильды из «Вильгельма Телля» и феерически бравурную каватину титульной героини из «Семирамиды». Абсолютно не сопоставимые характеры, абсолютно разные психологические типажи, разные музыкальные палитры, но стиль Россини, в том числе и Россини французского в «Вильгельме Телле», в сущности, – один, и наполняя каждую героиню чертами индивидуальности, этим стилем певица владеет в совершенстве!

Для рецензента Ольга Перетятько всегда ассоциировалась и будет ассоциироваться впредь с Rossini Opera Festival в Пезаро, так как знакомство с ее творчеством впервые произошло именно там. Певицу можно с полным правом назвать одной из ярчайших звезд этого уникального в своем роде престижнейшего смотра. Но помимо Россини в арсенале артистки – обширнейший репертуар, как говорится, от Баха до Оффенбаха, и если мы скажем от Моцарта до Пуччини, то это просто будет ближе к программе обсуждаемого концерта. На вокальные данные исполнительницы Моцарт ложится прекрасно, и в этом убедили представленные ею речитатив и ария (рондо) Донны Анны из второго акта «Дон Жуана», а также речитатив и ария (сцена безумия) Электры из третьего акта «Идоменея».

Ольга Перетятько – блистательная исполнительница партии Джильды в вердиевском «Риголетто», и в этот раз мы это ощутили вновь на речитативе и арии Джильды. Априори, держа эту партию в уме, рецензент всегда мысленно примерял на певицу партию чистой и беззащитной Илии, в чём-то по характеру родственной Джильде, однако, выбрав Электру, музыкальный драматизм которой составляет всю суть этой партии, артистка лирического амплуа, конечно, шла ва-банк. Но на то она и Ольга Перетятько, чтобы всегда удивлять – и это ей удалось! Да – голос лирический, но свой вокальный посыл, если того требовала музыка, певица всегда умела наполнять внутренним драматизмом, гипнотизируя слух и обнажая музыкальный нерв на уровне глубинного подсознания, – точно так, как это сполна удалось ей сейчас и в каватине Леоноры из первого акта «Трубадура» Верди.

А от Верди до Пуччини – всего лишь шаг, и из его репертуара прозвучали ария Магды из «Ласточки» и ария Лю из «Турандот». Последний номер мы уже имели возможность услышать в камерном варианте (то есть в сопровождении фортепиано) в упомянутом ранее концерте в Большом зале консерватории. Теперь же настал момент «закрепить пройденное» с оркестром, что мы с удовольствием и сделали. Говоря об оркестровом аккомпанементе, заметим, что по отношению к солистке дирижер был, в целом, довольно внимателен и тактичен, и всё же если бы местами прибирать оркестр ему удавалось бы в бóльшей степени, это было бы лишь только на пользу дела.

В том же упомянутом концерте прозвучал изумительный романс Римского-Корсакова «Пленившись розой, соловей», а на этот раз в качестве первого биса мы услышали его в оркестровой версии. В пандан же к лирической арии Магды из «Ласточки» Пуччини еще одной музыкальной ласточкой стала прелестная «Вилланелла» Евы Дель’Акуа, которая всё на том же камерном концерте оказалась необычайно эффектным единственным бисом. Не менее эффектным финальным бисом стала она и сейчас, однако уже в сопровождении оркестра. И вновь наша ласточка, как и ласточка в «Вилланелле», улетела вдаль, но теперь-то мы уже точно знаем, что она вернется!

Фото предоставлены пресс-службой Московской филармонии

В косметике высшего качества нуждаются не только оперные певицы. Контрактное производство косметики предлагает услугу создания вашего персонального бренда «под ключ». У нас передовое производство и свыше 500 готовых рецептов кремов, шампуней, мыла и т.п.

реклама

вам может быть интересно

Облучённые веком Классическая музыка