В Театре Любека оперу Мусоргского «Борис Годунов» поставили в первой авторской редакции (1869 год): без «польского» акта и без сцены на дороге под Кромами. Спектакль на немецком языке длится два часа пятьдесят минут и идёт без перерыва. 15 февраля за дирижёрским пультом стоял Манфред Герман Ленер.
Режиссёр Петер Конвичный собрал усталых скучающих людей кликать царя на царство перед золотистым макетом, напоминающим Мавзолей. То, что им надлежало петь, люди читали по бегущей строке. На трибуне перед ними появлялись и отдавали приказания куклы, одна из них была похожа на Горбачёва в советские времена. Потом толпу в дыму веселили игрушечные рок-музыканты. Их одного за другим к всеобщей вялой радости съел крокодил. Время от времени раздавались пулемётные очереди.
Вместо Донской и Владимирской икон хористы высоко подняли бутылки водки.
Затем Мавзолей частично обвалился с небольшим грохотом и тем самым превратился в Чудов монастырь и корчму.
Однорукий боевик Пимен (Денис Велев) эффектно олицетворял религиозный фундаментализм. Вспоминая былое, он кроваво метил крестом тела своих сподвижников, проявляя власть духа над телом.
Григорий (Тильман Унгер) cовокуплялся с рыжей хозяйкой корчмы (Юлия Гроте) за занавесочкой. Дело, судя по всему, спорилось: одновременно она на радостях пела про «касатика селезня». Отец Мисаил и Варлаам стали, что называется, буддийскими монахами — их сыграли азиатские исполнители Хойонг Сонг и Минхонг Ан. Варлаам без особого запала пел о взятии Казани и в то же время совместно с товарищем также без особого успеха пытался изнасиловать хозяйку. Пока приставы с длинными наклеенными носами размышляли, кого бы ободрать, Григорий успел переодеться в женское платье и запел тоненьким голоском — этот эпизод, в общем-то, удался.
В золотом великолепии стен Борис Годунов появился в трусах и в халате с меховой опушкой.
Эрнесто Морилло, хотя и не слишком акцентировал психологические нюансы, но был свободен и раскован в этой партии: с раздраем и надрывом в стиле Высоцкого, он наблюдал за боярами с ироничной сумасшедшинкой. Во время его арии «Достиг я высшей власти» раздражал суетящийся вокруг с игрушечными танками хорошенький царевич Фёдор (Юлия Тарасова). Отношения Фёдора с сестрой Ксенией в блестящих штанах (Ангела Шин) предстали в виде вариации на тему российского милитаризма.
Царь с телохранителями вышли к людям из надувного храма. Я уже давно привыкла к режиссёрским перпендикулярам, но когда сияющие золотыми костюмами нарядные хористы с покупками в руках запели: «Хлеба подай нам, батюшка, Христа ради!», — как-то внутренне содрогнулась.
Юродивого (Хойонг Сонг) с тележкой и с огромной монетой в один евро в итоге застрелили в затылок телохранители царя.
Он — Юродивый, потому что не хочет быть богатым.
В конце Борис Годунов переоделся в обычную одежду (корону он снял ещё раньше), отпустил под потолок надувной шарик и спустился в оркестровую яму — ушёл в мир. Одновременно в зале настежь открыли все двери.
Премьера спектакля состоялась 25 января 2019 года.
Fоto: Steffen Gottschling