«Баядерка» в «Ковент-Гардене»
Созданная великим Мариусом Петипа в 1877 году «Баядерка», пожалуй, самый роскошный и экзотический из классических балетов, вернулась в репертуар «Ковент-Гардена» в изящной хореографии Натальи Макаровой, с шикарным декорациями Самаритани и не менее впечатляющими костюмами Иоланды Соннабенд.
Сюжет вращается вокруг любви между знаменитым воином, сексуальным Солором (Федерико Бонеллли) и гибкой, чувственной танцовщицей храма Никией, или Баядеркой (Робертой Маркес).
Однако, роман пары осложняется тем, что похотливый Великий брамин (Гари Авис), желающий Никию для себя, и Раджа (Кристофер Сандерс), вопреки желанию Солора, устраивающего его свадьбу со своей дочерью Гамзатти (Марианелла Нуньес), никак не считаются с чувствами влюбленных.
В заключительном акте, нечестивые наказаны, а храм вместе с массивной статуей Будды потрясающе эффектно (слава техникам театра!) распадается, как если бы «под дождем». Эффект этого сокрушения настолько реалистичен, что кажется, что сцена сейчас будет засыпана оседающей пылью, но на самом деле — она наполнилась туманом, в котором — как в траве по колено — бродят воссоединившиеся в загробной жизни влюбленные.
Это момент и стал апофеозом всего спектакля.
Но чем больше я смотрю балеты Королевского театра «Ковент-Гарден», чем чаще возникает мысль, что есть разрыв между действительно феноменальными сценографией, костюмами и эстетическим резонансом от танца, в данном случае — от этого балета, который на этой же сцене воплощали лучшие баядерки — Алтынай Асылмуратова, Ульяна Лопаткина, Виктория Терёшкина. И здесь разговор уже идет не о манере исполнения, технике танца, а о духовной основе, экстатическом состоянии, заложенными самим Петипа.
К сожалению, зритель был лишен возможности почувствовать этот накал, страсть, хотя и получил удовольствие от увиденного.
Марианела Нуньес станцевала Гамзатти, отразив все ее чувства: вначале — девичий восторг, обаяние любви, затем — охлаждение, когда в ней появляется уверенность, что Никия должна умереть.
Роберта Маркес, заменившая Алину Кожакару в связи с травмой последней и оказавшаяся в объятиях Боннели по стечению обстоятельств, была все-таки недостаточно динамична, выразительна. Федерико с его юношеской энергией и стремительностью был хорош во время жизнерадостных дуэтов, утверждавших его любовь к Никии.
«Царство теней» было поистине завораживающим.
Сцена требует абсолютной синхронности двадцати четырех балерин, и, надо отдать должное, кордебалет исполнил этот танец безупречно.
И еще один момент — в этот вечер, из оркестровой ямы, что совсем не типично для Королевского оркестра, музыка старого доброго Минкуса в витиеватой оркестровке Джона Ланчбери не прозвучала, хотя и дирижировал оркестром Валерий Овсянников.
Фото: Tristram Kenton / ROH