В необычном формате прошел творческий вечер солиста Московского академического музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко тенора Николая Ерохина. Мероприятие состоялось 4 августа 2013 года на открытой симфонической эстраде московского парка «Сокольники». Концертмейстером и гостеприимной хозяйкой-ведущей вечера стала Галина Преображенская. В концерте также принимала участие сопрано Наталья Ермакова-Шмит.
Традиция проводить концерты опен-эйр в Европе сложилась достаточно давно,
и это отнюдь не только мероприятия рок- и поп-звезд. Классическая музыка исполняется под открытым небом не только в рамках фестивальных программ, но и как отдельные концерты европейских звезд и менее статусных исполнителей.
Конечно, погода в России даже летом существенно отличается от Италии или Австрии, однако перенять этот опыт нам объективно мешают отнюдь не только климатические ограничения. Более-менее резонансные выступления на открытых площадках (в основном, таких как Красная или Дворцовая площадь) превращаются организаторами в очередную ярмарку тщеславия с баснословным бюджетом и полным выхолащиванием самой этой, исходно демократичной идеи «музыка под небом».
Но есть у нас и позитивный опыт.
Московский Дом романса, его руководитель Галина Преображенская и команда международного конкурса «Романсиада» уже который год успешно проводят регулярно концерты на открытых площадках московских парков. Именно об одном из концертов этой серии и дальше пойдет речь.
Непредсказуемость погоды средней полосы, конечно, вещь объективная — как сказала Преображенская, завершая нынешнее мероприятие, «это один из немногих концертов этим летом, который удалось допеть без дождя». Дождь, впрочем, слушателей-энтузиастов нисколько не останавливает — на предыдущих концертах не меньший аншлаг, чем в это воскресенье, создали слушатели под плащ-палатками и зонтиками.
И пусть у нас не самый солнечный климат, зато эмоции русских слушателей — самые горячие и искренние,
и аплодисменты, разносящиеся эхом и ветром по парку, были тому однозначным подтверждением.
Что касается Николая Ерохина, который в дополнение к своим призам ряда статусных оперных конкурсов, в текущем году получил и гран-при камерного вокального конкурса «Романсиада без границ», появление его сольного концерта в афише летних мероприятий, организуемых командой «Романсиады», было ожидаемым и логичным.
Конечно, «популярный» уклон мероприятия не предполагал исполнения фрагментов из «Войны и мира» Прокофьева и тому подобных партий, благодаря которым новосибирский тенор снискал заслуженный успех в Москве — программу составили русские романсы, итальянские песни и жемчужины классики советской эстрады. Скажем более, в программу вошли типично теноровые знаменитые номера, словно в доказательство всем и каждому, что хорошие тенора у нас все-таки есть.
Ерохин — артист неординарный
и в плане голосовых данных (яркий лирико-драматический тенор, с густым низом, полнозвучными верхами и прекрасной музыкальной выразительностью исполнения), и с точки зрения биографии (а на творческом вечере зрителю сообщили массу любопытных подробностей).
Чего стоит только факт поступления в Московскую консерваторию в возрасте 33 лет — для тенора более чем зрелом.
А за плечами к тому времени было уже немало экспериментов в разных жанрах — опера, оперетта, камерное пение, популярная музыка и эстрадное шоу.
Воспоминанию о каждой из этих ступеней тенор отвел хотя бы по номеру, показав удивительную разноплановость своего вокального дара.
Не забыл он, в частности, и своих коллег по Новосибирску, втиснув посреди программы сплошных хитов абсолютно неизвестную московской публике арию из оперетты новосибирского автора Марка Самойлова. Более собранный по звуку, почти белькантовый «Победитель» Глинки, исполненный под фортепианный аккомпанемент Галины Преображенской, соседствовал со спетой «нараспашку» русской песней «Ты постой, постой, красавица моя», а классический неаполитанский «Влюбленный солдат» — с советскими песнями из репертуара Валерия Ободзинского.
Сопрано Наталья Ермакова-Шмит также отдала дань итальянскому и русскому вокальному искусству.
Однако если «Лунный вальс» Дунаевского на деревянной парковой эстраде был в высшей степени уместен и соответствовал ностальгическому духу, то выбор арии Мюзетты из «Богемы» Пуччини, для пения в микрофон под минусовую фонограмму был несколько неожиданным.
Вообще, пение в микрофон и звукоусиление для формата «опен-эйр» — атрибут неизбежный, однако все равно использование его требует немалой осторожности.
Николай Ерохин — певец с очень мощным, наполненым и красивым голосом, и
делать для такого артиста подзвучку — это задача высшего пилотажа звукорежиссуры, если вообще выполнимая.
Но в целом, против ожиданий, со звуком в Сокольниках дело обстояло вполне достойно.
Отдельный момент — аккомпанемент живому голосу певца в виде минусовых фонограмм. Наверное, на каждый подобный концерт организовать (и гармонично подзвучить) оркестр или ансамбль — немалая проблема, поэтому использование минусовых фонограмм отдельных произведений целесообразно. Другой вопрос, что в данном конкретном концерте таких номеров суммарно набралось все же многовато, а те, что исполнялись под живое фортепиано, слушались гораздо более выигрышно, тепло, по-семейному.
Впрочем, о какой камерной семейной атмосфере мы говорим, если
1000 официально значащихся посадочных мест для зрителей были заняты все!
И многие десятки тех слушателей, кому не хватило лавочек, разместились вокруг эстрады, стояли за решеткой, сидели на траве... В общем, и европейским аренам есть чему позавидовать. Хотя среди зрителей, как и на большинстве мероприятий классической академической музыки, преобладала возрастная аудитория, но и молодые, и совсем юные зрители, пришедшие с родителями или бабушками, тоже с радостью приобщались к музыкальному искусству.
И надо видеть, насколько это благодарная и восприимчивая публика, как они знают наизусть все слова романсов, как с готовностью откликаются на предложение артиста подпеть.
В связи с этим, нельзя не коснуться и определенной актуальной проблематики города Москвы.
Сейчас, в чреде некоторых столичных преобразований в сфере культуры, дискутируется вопрос, какой должна быть работа городских парков и очагов культуры с населением, как оторвать народ от дивана с телевизором, вывести в парк, приобщить к культурным ценностям.
Но есть ли тут что обсуждать, когда все давно придумано и реализовано?
Осталось только образцы лучшего — делающего зрителей добрее и радостнее, снимающего барьеры между поколениями, раскрывающего внутренний дух сопереживания и сотворчества — растиражировать и сделать еще более доступным.
Ну а Николай Ерохин и Галина Преображенская в очередной раз оправдали ожидания зрителя по поводу того, каким это должно быть, за что им большое спасибо.