«Лебединое озеро» Мэтью Боурна в театре Арчимбольди
Ныне фильм «Билли Элиот» Стивена Дэлдри, который рассказывает историю рыжего, неуклюжего мальчишки, выросшего в рабочем поселке и неизвестно откуда возымевшего страсть к танцу, встал в ряд рождественских рассказов. Финальные кадры фильма, в которых взрослый Билли взмывает в феноменальном прыжке вверх (к колосникам? к звездам?) остались в памяти даже у тех, кого танец интересует мало. Обнаженный торс и белые панталоны из лебединых перьев — неотъемлемая принадлежность поразительного и таинственного героя балета «Лебединое озеро» английского хореографа и режиссера Мэтью Боурна, поставленного на музыку балета Чайковского, но создавшего совершенно новый спектакль, связанный с канонической версией очень сложно и опосредованно.
Постановка Боурна восходит к 1995-ому году, и вот уже пятнадцать лет не сходит с афиш. В принципе, ее уже можно причислить к классическим спектаклям двадцатого века. К моменту премьеры спектакля в лондонском театре Sadler’s Wells у Боурна за плечами было четырнадцать лет карьеры в качестве танцовщика (он начал поздно) и неутолимая страсть к кинематографу. «Matthew Bournе’s Swan Lake» — именно так пишут название спектакля в афишах — сразу завоевало безоговорочный успех и до сих пор не сходит с афиш лондонского Уэст Энда и нью-йоркского Бродвея, получив около тридцати международных премий. Ныне труппа New Adventures совершает первый гастрольный тур по Италии, который включает Милан, Триест и Флоренцию.
Легко представить, что поклонники классического балета воротят нос от зрелища, придуманного Боурном. На всем известную музыку, «заезженную» вплоть до возникновения досадных ощущений, особенно когда в поезде или автобусе звучит мелодия Чайковского «в исполнении» мобильника, придумана другая история, сохраняющая связь с привычной и любимой, но все же другая. Действие происходит в современной Англии, в центре внимания драматурга-хореографа история душевных терзаний Принца, бесконечно одинокого, нелюбимого бесчувственной Королевой, отторгнутого лживым обществом, жаждущего идеальной любви и находящего не ее в хрупкой, женственной, беззащитной королеве лебедей, Одетте, как в оригинале Петипа-Иванова, но в Лебеде. Именно так, в Лебеде, а не в девушке, превращенной в лебедя злым гением Ротбартом. Идея балета Боурна сродни оригинальной идее — ведь речь идет о бегстве от реальности, погоне за невозможной любовью. Разница в том, что женский кордебалет заменен мужским: полтора десятка безупречно сложенных, полуобнаженных, демонстрирующих красивую мускулатуру, владеющих сложной пластикой танцовщиков, сильных, мужественных, и в конце концов диких и агрессивных.
На Боурна посыпалась тысяча упреков, что, поставив на место королевы лебедей Лебедя-мужчину и заменив женский кордебалет мужским, он рссказал историю гомосексуальной любви. Между тем это не обязательно так. Об этом говоpил и сам хореограф в интервью, данном итальянскому сайту www.delteatro.it. Любовь и Принца и Лебедя может быть и однополой любовью, но может быть и просто любовью беззащитного хрупкого человека к кому-то сильному, таинственному, наделенному несомненными способностями лидерa.
У постановки Боурна еще одна особенность. В перипетиях сюжета и характерах героев легко угадываются малоприличные истории представителей британской королевской семьи. Как такое пришло Боурну в голову? Балет создавался в 1995-ом году, когда отношения принца Чарлза и принцессы Дианы стремительно шли к трагическому концу, когда таблойды типа Daily Stars каждый день «радовали» обывателей пикантными подробностями из жизни Чарлза, Камиллы Паркер-Боулз, Дианы, жены принца Эндрю Сары. Так что история Принца, его матери Королевы, его друга и возлюбленного Лебедя имеет непосредственную связь с персонажами и событиями, которыми пестрит газетная хроника.
Первое действие, превосходно, с большим режиссерским мастерством разработанное Боурном, полно таких намеков. Любители пикантных подробностей из жизни VIP, а также все остальные, привычно включающие телевизор, чтобы посмотреть вечерний выпуск новостей, мгновенно узнают характерные черты могущественной британской монархии, поданные в тонком ироническом ключе. Безукоризненно выдрессированная прислуга, немыслимая без самой идеи этикета и ритуала Королева в безупречно элегантных платьях и шляпках, выказывающие энтузиазм и наседающие на нее из-за разделительных столбиков и лент подданные, в нужный момент вопящие «урра!», падающие бархатные штандарты, неловкий и, кажется, никому не нужный наследник престола, собачка на коротких лапках, такая прелестная и пушистая, а протяни руку — ррррр! И укусит...
«Лебединое озеро» Мэтью Боурна — не чисто балетный спектакль. Недаром премии Tony Award Боурн получил в качестве Best Director и Best Choreographer мюзикла. Постановка Боурна — явление синтетического театра, пьеса с танцами, яркое, увлекательное шоу с участием танцующих актеров. Занятым в этом зрелище артистам необходимо владеть искусством танца, причем многих его разновидностей, актерской игры, пантомимы. Самозабвенные пляски в ночном клубе в Сохо, уморительная пародия на романтический балет девятнадцатого века (по мнению автора, эта сцена в «Лебедином озере» Боурна затмевает номера знаменитой мужской труппы «Трокадеро»), эффектные композиции для мужского кордебалета, чисто игровые сцены, напоминающие «нормальный» драматический спектакль,- все это элементы, из которых «сделано» шоу английского мастера.
Основной приметой спектакль Боурна остается мужской кордебалет, заменивший привычный и многим попросту дорогой кордебалет женский. Лев Иванов, скромный помощник всесильного Петипа, остался в истории именно потому, что создал изумительной чистоты «лебединые» позы, полные гармонии композиции для женского кордебалета, нашел комбинации простых классических движений, создающих ощущение трепетности, нежности, беззащитности, трагической обреченности, безотказно действующие на зрителя. Мэтью Боурн спустя ровно сто лет привел на сцену своих лебедей. Его лебеди и в самом деле напоминают белоснежных озерных созданий: элегантно скользящих по озерной глади, но диких, физически очень сильных, с огромным размахом крыльев, агрессивных и способных к нападению, особенно если надо защитить маленьких. Боурну удалось совершить чудо: его лебеди прекрасны, устрашающи и потрясающи! И помог ему в этом создатель «лебединых» костюмов Лез Бразерстон, придумавший для артистов панталоны с перьями, спускающиеся ниже колен.
Спектакль Боурна можно воспринимать в ироническом ключе, но и поэзии у него не отнять. Неуклюжий Принц, лишенный материнской любви и чьего-бы то ни было понимания, жалкая игрушка в руках Личного Секретаря, который подсовывает ему вульгарную девицу с целью дискредитации, ищет идеальную любовь и находит ее в Лебеде, образ которого являлся ему в мечтах еще тогда, когда он был ребенком. Лебедь воплощает то, чего Принц лишен: красоту, силу, уверенность в себе. Он дарит Принцу ощущение защищенности и надежду, необходимую для того, чтобы жить дальше. На балу во дворце Принц с ужасом и возмущением наблюдает, как благосклонно его мать принимает ухаживания молодых людей, особенно таинственного Незнакомца, затянутого в черное, которого он принимает за своего озерного друга. Тот же — не кто иной, как сын Секретаря. Напряжение достигает самой высокой точки, когда схватившийся за пистолет Принц, не желая того, убивает подсунутую ему Секретарем девицу (нужно ли повторять, что и сцена бала разработана Боурном превосходно с режиссеской точки зрения, с большой фантазией?). За убийством следует печальный и обладающий сильным эмоциональным воздействием на зрителя финал. В спальне Принца, уже находящегося на полпути между жизнью и смертью, появляется врач, напоминающий Личного Секретаря и Королева в сопровождении медсестер, которые столь же равнодушны и холодны, как она. Когда покинутый всеми Принц остается один, спальня заполняется прекрасными птицами: они появляются из-под кровати, из-за кровати, взлетают на кровать. Как всегда прекрасные и сильные, но агрессивные и жестокие: им не нужен Принц в качестве друга или возлюбленного их лидера. Они набрасываются на Лебедя и убивают его. За Лебедем прощается с этим миром и Принц: гибель сильного влечет за собой смерть опирающегося на него слабого.
Боурн еще раз показывает себя одаренным человеком театра: финальная сцена подлинно волшебна, от таинстенного появления из всех углов, зловещего скольжения по полу, пружинистых прыжков лебедей на ложе погибающего Принца замирает сердце, и многие зрители не избежали возгласа «ах!»...
Адама Купера, артиста Royal Ballet, первого исполнителя роли Лебедя, думается, не забудут никогда; так же, как и Скотта Эмблера и Фиону Чэдвик в ролях Принца и Королевы, настоящих танцующих актеров. По прошествии пятнадцати лет в спектакль вошли другие артисты; в Милане в роли Лебедя/Незнакомца выступил харизматичный Саймон Уильямс, которому достались заслуженные аплодисменты публики, а Доминик Норт и Мэдди Бреннан станцевали-сыграли соответственно роли Принца и Королевы.
Слов восхищения заслуживает вся труппа New Adventures: это маленькая компания, состоящая из пары десятков человек, подлинных Протеев, они все время на сцене, появляются в разных ипостасях, переходят от одного стиля танца к другому, меняют костюмы с огромной быстротой, и все это проделывают с максимальной отдачей. Спектакль прокатывают на сцене театра Арчимбольди много вечеров подряд, так что речь идет о тяжелой работе. Горячий прием публики — полностью заслуженная награда.
Милан — Верона