Серебряные нити Микаэла Таривердиева

Исполнилось 75 лет со дня рождения и 10 лет со дня ухода Микаэла Таривердиева — автора музыки более чем к 130 фильмам, среди которых — легендарные «Семнадцать мгновений весны» и «Ирония судьбы, или С легким паром!», лауреата престижных премий, в том числе премии Американской академии музыки. В 2002 году композитор вошел в Книгу рекордов Гиннесса как обладатель самого большого количества премий в области музыки кино.

Музыку к первому кинофильму он написал, будучи еще студентом четвертого курса Института им. Гнесиных. Таривердиев любил кинематограф, очень ответственно подходил к работе над каждой кинолентой. Но после истории с «Мгновениями весны» в нем как будто вмиг что-то оборвалось.

В разгар триумфального шествия «Мгновений» Микаэлу Леоновичу вдруг сказали на радио, что им звонили из французского посольства: французы протестуют против этого фильма, потому что музыка содрана у композитора Франсиса Лея с его фильма «История любви». Одновременно в Союз композиторов приходит телеграмма от самого Лея: «Поздравляю успехом моей музыки в вашем фильме». В результате радость от премьеры была перечеркнута. А слухи расползались с невероятной стремительностью. Началась травля: музыку постепенно стали изымать «из оборота» — запрещать на телевидении, радио, Студии грамзаписи. Как потом оказалось, никаких телеграмм Лей не отправлял и никто никуда не звонил из посольства Франции. Это была чья-то злая, очень жестокая шутка...

Многих удивляет сосуществование в творчестве Таривердиева музыки к кинофильмам и произведений для органа. Но противоречия тут нет. Самый сложный инструмент — орган — требует особого знания, чувствования. Этот звуковой монстр не приемлет случайных людей. Микаэл Леонович никогда не был органистом. Но он был философом. Его жизненная философия отражена в названии автобиографической книги «Я просто живу». И к органу он обратился лишь в 1985 году, когда того потребовала логика познания, когда внутри него появилось нечто новое — неизвестное ощущение себя, мира, себя в мире.

В композиторе нарастает предчувствие мировых катаклизмов, грядущей трагедии, способной уничтожить мир и вместе с ним личность. И создается симфония «Чернобыль» — крик человеческой души, попытка раскрыть глаза на то, что «машина времени» уже запущена и конец света скоро наступит...

Еще в начале пути Микаэл Леонович написал множество вокальных циклов на стихи В.Маяковского, Б.Ахмадулиной, Л.Мартынова, А.Вознесенского, Е.Евтушенко, Э.Хемингуэя, Е.Винокурова. Он выбирал для своих музыкальных творений такие высококлассные стихи, которые сами содержат в себе музыку. Обычные стихи с квадратными, примитивными рифмами ему неинтересны. Ему нужна сложная ритмика, сложная оркестровка стиха, драматургия. Его музыка диалогична и является своеобразным посланием для слушателя. С помощью нее он общается со зрителем, заставляет сопереживать своим героям, порой глубоко ранимым и чрезвычайно трогательным. Композитор, как и его персонажи, дорожил своей свободой и независимостью. Он всегда занимался тем, чем хотел, и писал ту музыку, которая отражала его внутренний мир.

Слушая и анализируя сочинения Таривердиева, можно прийти к выводу, что все его творчество — это разговор со зрителем, непринужденная беседа, после которой людям становится легче на душе. Композитор никогда не пользовался авангардистскими приемами, чтобы как-то привлечь к себе слушателя, только лишь потому, что это модно. При этом нельзя утверждать, что Таривердиев не стремился сочинять современную музыку. У него был свой путь ее создания: синтез академических приемов, основанных на классической традиции, с доступностью текста, обращенного к широкому кругу людей, с которыми композитор ведет разговор о сущностных вещах, о смысле жизни. И в каждом его сочинении мелодия раскрывается с различных сторон: то она гибкая и очень нежная, то страстная и порывистая, а то трогательная и чуточку грустная. Поэтому он всегда стремился отыскать определенную лейттему, которая бы серебряными нитями пронизала все произведение и отражала бы главную идею, заложенную в сюжете.

Широчайшая палитра музыки Таривердиева представлена в дискографии. Выпущено около двадцати дисков с произведениями Микаэла Леоновича, среди которых значительную долю занимают лирические сочинения («Ночные забавы», «Воспоминание о Венеции», «Предчувствие любви», «До свидания, мальчики», «Обещание любви»). Отдельным блоком записана музыка к кинофильмам («Мгновения», «Ирония судьбы, или С легким паром!», «Инструментальные кинохиты»). Почитателям его органного творчества придется по душе серия сочинений для органа. К сожалению, оперное творчество композитора пока представлено лишь «Графом Калиостро»...

Евгения Мужжавлёва

реклама