Пять вечеров «Осеннего хорового фестиваля»

В Московской консерватории стартовал IV «Осенний хоровой фестиваль», инициатором и музыкальным руководителем которого с первого года является профессор Борис Тевлин. Нынешние концерты имеют строгую концепцию, выраженную в подзаголовке «Посвящение великим мастерам»: пять вечеров рассредоточены в течение месяца и каждый связан с памятной датой. Будет отмечено 125-летие со дня рождения Александра Александрова, основателя академического Ансамбля песни и пляски Российской армии; 100-летию со дня рождения Владислава Соколова, выдающегося деятеля в области детских хоровых коллективов, посвящают программу Творческое объединение детских и юношеских хоров «Соколята» (Рыбинск) и Московский государственный академический камерный хор. Закрытие фестиваля связано с юбилеем Николая Данилина, профессора МГК, хормейстера Большого театра. Камерный хор Московской консерватории подготовил программу к 120-летию со дня рождения Василия Мухина, основателя Московского хора молодежи и студентов.

Необычным стало открытие фестиваля, посвященное 100-летнему юбилею Геннадия Лузенина, главного дирижера хора Московской филармонии, трагически погибшего в Великой Отечественной войне. В Большом зале консерватории выступил Национальный молодежный хор российских консерваторий. Его история началась в 2007 году, на прошлом Осеннем фестивале, когда Борис Тевлин предложил создать творческую лабораторию, где могли бы встретиться молодые хоровые дирижеры со всех концов страны.

В этот раз в мастер-классе приняли участие студенты из консерваторий Москвы, Санкт-Петербурга, Астрахани, Казани, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Магнитогорска, Петрозаводска, Ростова, Саратова, Екатеринбурга, а также РАМ имени Гнесиных, Института музыки имени Шнитке, ГМПИ имени Ипполитова-Иванова, Московского государственного университета культуры и искусств и других учебных заведений.

С ребятами занимались такие известные мастера хорового искусства, как Валерий Успенский (профессор Санкт-Петербургской консерватории) и Куно Аренг (Эстонская академия музыки и театра). И, разумеется, Борис Тевлин. Все три маэстро затем вынесли на суд публики подготовленные программы. Успенский выбрал интересные сочинения петербургских композиторов Игоря Воробьева («Три молитвы») и Юрия Фалика (фрагменты из «Книги канцон»). В исполнении было много тонких моментов: судя по всему, дирижер много работал над тихим звуковедением, что особенно приятно, так как подобные большие хоровые массы иногда провоцируют на излишне громкое звучание. Успенский, напротив, стремился добиться исключительной собранности звука, как в камерном пении. И это ему во многом удалось.

Куно Аренг — артист очень темпераментный, эмоциональный, и именно эти качества проявились в его трактовках прибалтийских композиторов: Людига, Пярта, Тормиса. Были исполнены и два произведения классика советского хорового искусства Густава Эрнесакса, которому, как напомнил со сцены Арендт, также в этом году исполняется 100 лет.

В подобных концертах особенно явственны стилистические отличия того или иного дирижера. Как показалось, у Бориса Тевлина главная цель работы с Национальным хором заключалась в гармоничном развитии разных исполнительских качеств. В его программе, посвященной российским авторам, запомнилась выстроенность общей вертикали, когда, не форсируя звук, хор полнокровно звучал на форте. «Царская кравчая» Щедрина (по хоровой опере «Боярыня Морозова») показала ювелирную работу Б.Тевлина с исполнителями в области ритма и артикуляции слова. К слову, это сочинение композитор написал специально для Б.Тевлина, как первого исполнителя его оперы.

Яркими моментами стали эмоционально приподнятый «Серебряный ветер» Ростислава Бойко, бессмертные «Журавли» Яна Френкеля, подкупившие своей одухотворенной лиричностью. Слушая результаты работы Бориса Тевлина с Национальным молодежным хором, в который раз пришлось убедиться, что этот музыкант наделен громадным даром созидания. Перед нами предстал спаянный коллектив, способный добиться глубоких интерпретаций — и это всего за неделю занятий.

Высокой репутацией пользуется и его Камерный хор Московской консерватории, с которым постоянно сотрудничают ведущие отечественные симфонические оркестры и дирижеры. Наконец, в конце прошлого сезона Тевлину предложили возглавить Хор имени Свешникова — с надеждой, что он возродит коллектив «из пепла». И мгновенный результат не замедлил сказаться — в финале Фестиваля оркестров мира свешниковцы выглядели весьма достойно. Так что прокофьевская «Многая Лета», завершавшая концерт Национального молодежного хора, должна быть адресована и его руководителю, вкладывающему всю душу в дело процветания российского хорового искусства.

Евгения Кривицкая

реклама