Очередная телепремьера на канале «Россия» совсем свежего отечественного фильма в очередной раз не радует, но и особенно не огорчает. Детективный триллер «Блюз опадающих листьев» («Россия», 16 декабря, 22.40. Россия, 2006. Режиссеры: Александр Михайлов, Эдуард Реджепов. В ролях: Евгения Добровольская, Светлана Немоляева, Игорь Черневич, Илья Шакунов, Юлия Рутберг) — самое обыкновенное «поточное» кино, которое, конечно, классом повыше типовой сериальной продукции, но при этом совершенно не «греет». Интрига построена на том, что скромная библиотекарша (Евгения Добровольская) внезапно получила в наследство «мерседес» и огромную квартиру в сталинской высотке. И здесь уместно вспомнить, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Режиссеры ставили своей задачей развлечь зрителей, запутав их и попугав, и это им с определенными оговорками удалось.
И если уж зашла речь об отечественном кино, то нельзя не сказать об имиджевом проекте канала «ТВ Центр» — ретроспективе Александра Сокурова, которая, к сожалению, сильно растянута во времени. Вслед за показанным в ноябре «Молохом» смотрите «Русский ковчег» («ТВ Центр», 15 декабря, 0.45. Россия — ФРГ, 2002), который стал событием еще до выхода на широкий экран. Во-первых, это уникальный эксперимент. Фильм снимался одним монтажным кадром (проездом в 1500 метров) в залах Эрмитажа 23 декабря 2001 года — отчасти потому, что только один день дирекция музея смогла выделить для съемок. Во-вторых, Сокурову удалось выбить небывало высокий для себя бюджет — 2,5 миллиона долларов. В съемках задействованы 101 актер, 280 актерских групп, 481 массовка. В-третьих, в США 21 копией за 87 дней проката было собрано 1184574 долларов — небывалый успех для отечественного кино. Фильм посвящен истории России и Эрмитажу, который, подобно Ноеву ковчегу, сберег классическое искусство и который является главным героем картины.
Удивительно, но факт: самый громкий и, пожалуй, самый интересный фильм предлагает нам скромный дециметровый канал, а не какой-либо из метровых — солидных, богатых и рейтинговых. «Горбатая гора» (ТВ3, 12 декабря, 16.00. США, 2005. Режиссер Энг Ли) завоевала множество наград, включая главный приз Венецианского кинофестиваля, четыре «Золотых глобуса», «Оскары» за режиссуру и адаптированный сценарий и плюс шесть номинаций, и лишь по недоразумению, как считают многие критики, не ставшая лучшим кинофильмом года по версии Американской киноакадемии. Этот «иконостас» неизбежно ставит перед просвещенными зрителями вопрос: за что? И наверняка среди них окажутся и те, кому фильм покажется вполне ординарным, да еще и неприятно претенциозным. Не случайно одно из уважаемых российских изданий едко отметило, что он «в эмоциональном плане абсолютно мертв и вызывает не больше чувств, чем реклама американских сигарет, из которой словно прямиком взяты и персонажи Хита Леджера с Джейком Джилленхаалом, и окружающие их красоты».
Однако куда более справедливой представляется противоположная точка зрения. Тайванец Энг Ли известен как «фестивальный» режиссер («Свадебный банкет», «Разум и чувство», «Ледяная буря», «Крадущийся тигр, затаившийся дракон»). Первой и единственной его неудачей стал вестерн «Гонки с дьяволом» о Гражданской войне в США, и он, возможно, решил отомстить неподдающемуся жанру. Действие начинается в 1963 году. Двое молодых ковбоев — грубоватый и молчаливый Эннис (Хит Леджер) и миловидный и разговорчивый Джек (Джейк Джилленхаал) — нанялись пасти овец где-то в американской глуши. И однажды, изрядно хлебнув виски, неожиданно для самих себя вступили в интимную связь. И это им понравилось. Но в конце сезона пути их разошлись. Оба женились и завели детей. Однако через несколько лет их порочная связь возобновилась, и об этом узнала одна из жен... При всей пикантности истории этот фильм не о ковбоях-геях, как это может показаться со стороны, — он о большой любви, и не только о большой любви. Его герои тянутся друг к другу не ради греховных сексуальных удовольствий, а прежде всего потому, что им опостылели жизнь, которой они живут, и окружение, в котором они находятся, они подсознательно стремятся вновь обрести потерянную гармонию с самим собой и с миром. И отзвуки этой гармонии находят в общении с дикой природой. Замечательно снятая оператором Родриго Прието, она играет в фильме важнейшую роль.
А в воскресенье смотрите еще один коммерческий хит — фильм-катастрофу «Идеальный шторм» («Россия», 17 декабря, 23.15. США, 2000. В ролях: Джордж Клуни, Марк Уолберг, Дайана Лэйн), собравший в мировом прокате 327,1 миллиона долларов. В основу картины положена реальная история, описанная в одноименном бестселлере Себастьяна Джангера. Режиссер Вольфганг Петерсен в морской тематике не новичок — его военная драма об одном из походов немецких подводников в годы Второй мировой войны «Подводная лодка» (1981) признана настоящим шедевром. Эта картина классом пониже, но, пожалуй, впервые в истории мирового кино столь впечатляюще рассказано о борьбе за жизнь человека в разбушевавшейся морской стихии. Сначала нас знакомят с Уильямом Тайном (одна из лучших ролей много и удачно снимающегося в последние годы в кино Джорджа Клуни), капитаном небольшого рыболовецкого судна, и его командой, с буднями современных рыболовов, в очередной раз отправившихся в погоню за удачей. Но удача, увы, отвернулось от них: судно вскоре оказалось в центре чудовищного, самого сильного в истории урагана. Режиссер настолько мастерски воссоздает обстановку, в которой оказались рыбаки, что зрители постепенно начинают ощущать весь ужас их положения, словно бы оказываются в их шкуре, — 145-минутный фильм смотрится на одном дыхании.
После «Гангстеров» (2001), вызвавших благожелательные отзывы критиков и собравших приличную кассу, Оливье Маршал получил карт-бланш от продюсеров в виде бюджета в 13 миллионов евро и возможности собрать звездный ансамбль для криминальной драмы «Набережная Орфевр, 36» («Первый канал», 13 декабря, 0.50. Франция, 2004). И он снял, по сути, «производственный» фильм — о тяжелых буднях криминальной полиции Парижа. Да так снял, что его работа стала одним из самых громких событий года: удостоена восьми номинаций на французскую национальную кинопремию «Сезар» и имела зрительский успех. Сюжет картины не пришлось придумывать — в ее основе лежит реальная история, наделавшая немало шуму. Прототип героя Даниэля Отоя Доминик Луазо отсидел семь лет — ему пришлось расплачиваться за ошибку коллеги (Жерар Депардье), а тот пошел на повышение. Оба они метили на место шефа криминальной полиции (Андре Дюссолье), собравшегося на пенсию, и оба были достойны этого, поскольку являлись настоящими профессионалами. Оба давно соперничали как на службе, так и в личной жизни (герой Отоя женат на бывшей возлюбленной (Валерия Голино) коллеги). Шеф поставил условие: кто сумеет выйти на след банды жестоких налетчиков, вот уже несколько месяцев орудовавших в Париже, и предотвратит очередное ограбление, тот и займет его место... Игра Депардье заставляет вспомнить о лучших его фильмах, но работа Отоя куда более значительна.
Геннадий Белостоцкий