Вот уже которую неделю подряд, уступая лидерство в борьбе за зрителей «России», «Первый канал» бросил в бой один из немногих своих резервов — качественный кинопоказ. Роль тарана выполняют такие коммерческие хиты, как фантастический комедийный боевик Роберта Родригеса «Дети шпионов 3D: игра окончена» («Первый канал», 26 июня, 19.30. США, 2003. В ролях: Антонио Бандерас, Сильвестр Сталлоне, Элайя Вуд, Сельма Хайек, Джордж Клуни) и космический боевик Пола Верхувена «Звездный десант» («Первый канал», 24 июня, 23.00. США, 1997. В ролях: Каспер Ван Дин, Дина Мейер, Дэниз Ричардс), собравшие в мировом прокате соответственно 196 и 121 миллион долларов.
Кроме того, нам покажут еще несколько значительных лент. Прежде всего это давно уже не гостивший на нашем ТВ «Амистад» («Первый канал», 23 июня, 1.30. США, 1997. Режиссер Стивен Спилберг. В ролях: Морган Фримэн, Энтони Хопкинс, Мэтью МакКонахи, Найджел Хоторн). В основе картины лежит исторический факт, вызвавший в свое время немалый резонанс в американском обществе. Однажды летней ночью 1839 года во время шторма у берегов Кубы рабы из Африки захватили испанский корабль «Амистад». Они взяли в руки оружие и провозгласили свободу от рабовладельцев. Они хотели только одного — вернуться в Африку. Но рабы не были обучены навигации. И после двух месяцев скитаний вдоль восточного побережья Америки несчастные пристали к Лонг-Айленду. В Штатах разгорелся крупный политический скандал. Правящий президент Мартин Ван Бюрен и королева Испании Изабелла решили использовать беглых рабов в своих целях: будучи сторонниками рабовладельцев, они решили представить мятежников варварами. Однако их планам не суждено было сбыться: в дело вмешался бывший президент Америки Джон Квинси Адамс (Энтони Хопкинс)...
Недавним политическим реалиям посвящен «Багровый прилив» («Первый канал», 23 июня, 23.40. США, 1995. Режиссер Тони Скотт. В ролях: Дензел Вашингтон, Джин Хэкмен, Мэтт Крейвен, Вигго Мортенсен). В середине 90-х после хорошо выдержанной паузы на экране вновь замаячил призрак третьей мировой войны. Это и есть сюжет фильма: когда возникла опасность того, что «ядерный чемоданчик» попадет в руки некоему одиозному русскому политику, президент США на всякий случай отправил к берегам России атомную подводную лодку со смертоносным ядерным оружием на борту. В самый ответственный момент забарахлила связь, и вроде бы поступил приказ на пуск ракет. Пальнуть или подождать? Капитан (Джин Хэкмен) и его старший помощник (Дензел Вашингтон) никак не могут прийти к единому мнению, ракеты не стартуют. Психологический поединок между главными героями — вот главная удача этого полуфантастического проекта с заранее предопределенным финалом.
Из множества лент о вампирах триллер Нила Джордана (накануне он прославился «Возмутительной игрой») «Интервью с вампиром» («Первый канал», 21 июня, 23.40. США, 1994. В ролях: Том Круз, Брэд Питт, Антонио Бандерас, Стивен Ри, Кристиан Слейтер, Кирстен Данст) оказался наиболее успешным в коммерческом отношении (собрал денег в полтора раза больше, чем нашумевший блокбастер Копполы «Дракула Брэма Стокера»). Он отличается отточенностью режиссуры, мастерством оператора, «бюджетными», но выразительными спецэффектами, отличными актерскими работами и, что самое главное, нетривиальным взглядом на феномен вампиризма. В основу картины легла первая книга Энн Райс из ее «вампирского» цикла, ставшая бестселлером, покорившая читателей тем обстоятельством, что ее чтение вызывает сильнейший эффект присутствия мифологических кровопийц в повседневности. Это прежде всего история человека (Питт), который превратился в вампира в момент глубочайшего горя — у него умерла жена. И он не устоял перед обаянием вампира Лестата (Круз), уже несколько веков страдающего от одиночества и безуспешно ищущего достойного «коллегу». Но за два века своего существования герой Питта так и не стал до конца вампиром, в нем сохранилось много человеческого... Любопытно, что Энн Райс, узнав, что на роль Лестата утвердили Тома Круза, впала в бешенство: «Этот женоподобный мальчик ни за что не сыграет такой сильный, мятежный характер!» Однако у режиссера Нила Джордана хватило решимости отстоять кандидатуру Тома, а Энн, посмотрев «Интервью с вампиром», прислала актеру письмо с извинениями за свои резкие слова.
Особого внимания заслуживает криминальная драма «Побег из Шоушенка» («Россия», 26 июня, 23.20. США, 1997. Режиссер Фрэнк Дэрабон. В ролях: Тим Роббинс, Морган Фримэн, Роберт Гантон, Уильям Сэдлер). По ложному обвинению преуспевающий банкир (Роббинс) приговаривается к двум пожизненным заключениям. В тюрьме он выдерживает натиск уголовников, не робеет перед охраной, добивается особого к себе отношения и... вынашивает планы побега... В этом фильме едва ли не лучшую свою роль сыграл Тим Роббинс, однако номинации на «Оскара» был удостоен не он, а его партнер Морган Фримэн, снявшийся в роли «вечного» заключенного. Тем не менее самое ценное и интересное в картине — не актерские работы, а режиссура. О всевозможных побегах из тюрем снято великое множество фильмов, но мало кому удалось это сделать столь же увлекательно, психологически достоверно и драматично.
Не оставит равнодушным нашумевший фильм Гаспара Ноэ «Необратимость» (НТВ, 25 июня, 4.15. Франция, 2002. В ролях: Моника Беллуччи, Венсан Кассель, Альбер Дюпонтель). Он вызвал диаметрально противоположные оценки авторитетных критиков. Андрей Плахов, например, увидел кино «о том, как любовь незаметно превращается в секс, секс — в игру, как игра становится опасной, сталкивается с насилием, а насилие порождает ответное насилие. И уже не повернуть назад — необратимость! Но фильм построен как раз в обратном порядке, его действие, согласно новейшей киномоде, повернуто вспять, и потому, помимо прочего, это увлекательная головоломка для зрителей». Михаил Трофименков, напротив, увидел в фильме «вопиющий идиотизм», «сюжет примитивен настолько, что повергает в изумление».
Геннадий Белостоцкий