В 2002 году на Archiv Production ускоренными темпами стала выходить новая серия — Archiv Blue. Ее цель — представить качественные записи старинной музыки по скромным ценам: более чем естественная реакция на сегодняшнюю дороговизну записей ведущих аутентистов. Внешне диски этой серии выделяются коробками из голубоватого пластика и минималистским дизайном обложек. Надписи часто оформлены так, будто кто-то просто сел и подобрал шрифты на домашнем компьютере.
В серии представлена музыка от Средневековья до романтизма. Такие столпы барочного репертуара, как «Бранденбургские концерты» Баха и «Музыка на воде» Генделя, записанные Тревором Пинноком, соседствуют с сугубыми редкостями: Реквиемом Жилье в интерпретации Филиппа Херревеге и французскими кантатами начала XVIII века (Коллена де Бламона, Клерамбо, Штюка), не так давно записанными Марком Минковским. Все это — переиздания записей 1970-х — 1990-х (кое-что из переиздаваемого еще не успело окончательно исчезнуть из продажи). Archiv ведь очень рано начал последовательно записывать аутентистов и за три десятилетия накопил в своей фонотеке несметные богатства. Недавно в серии Archiv Blue вышли две давние записи, представляющие абсолютно разные грани исторического исполнительства.
Концерты Телемана в исполнении Райнхарда Гёбеля и ансамбля «Musica Antiqua Koeln» впервые были изданы в 1979 году. Это одна из первых записей ансамбля на фирме, с которой его связывают 25-летние эксклюзивные отношения. За десятилетия, прошедшие со дня нового открытия музыки Телемана, музыкантам все еще не удалось открыть ее в полной мере — настолько обширно и разнообразно наследие композитора, который до сих пор не перестает удивлять. Райнхард Гёбель выбрал для записи произведения, что называется, «с изюминкой».
Концерт ля-мажор написан для двух скрипок, настроенных не по квинтам, а по квартам и терциям (была в XVIII веке у скрипачей-виртуозов такая «фишка», в России к ней прибегал Иван Хандошкин). Концерты ре-мажор и до-мажор предназначены для квартета скрипок без сопровождения basso continuo. Концерт ля-минор для продольной флейты, виолы да гамба, струнных и continuo и концерт соль-минор для продольной флейты, скрипок и continuo выделяются свежим сочетанием тембров и характерной фальшивинкой в интонациях флейты. В 1979 году все участники ансамбля были вчерашними студентами. Их инструменты частично были изготовлены буквально только что, в 1977-м. С тех пор новизна и яркость интерпретации не потускнели, запись 24-летней давности по-прежнему звучит свежо и дерзко, контрапункт четырех скрипок в ре-мажорном и до-мажорном концертах — живой как ртуть. Такое впечатление, что это было записано вчера.
В «Оде ко дню св.Цецилии», которую Тревор Пиннок записал в 1986 году, нет места ни барочной дерзости, ни курьезам. Гендель обратился к небесной покровительнице музыки словами оды Джона Драйдена. В стихах Драйдена гармония нисходит на землю, погруженную в хаос, и с рождением музыки земля становится подобной небесам. Здесь же и гимн музыкальным инструментам, своего рода каталог выразительных средств барочного оркестра на исходе эпохи барокко. Как ни парадоксально, музыка «Оды ко дню св. Цецилии», написанная Генделем на очень старый текст Драйдена, местами прямо предвосхищает наиболее живописные страницы «Сотворения мира» Гайдна, а местами напоминает Моцарта.
Первые записи «Оды» появились еще в 1930-е годы, и до сих пор в ее обширной дискографии традиционные академические интерпретации преобладают над аутентичными. Тревор Пиннок записал «Оду» с барочными инструментами, но сделал это без всякой нарочитости. Оркестр у него звучит почти современно, хотя струнные, разумеется, играют без вибрации. Над оркестром парит сладкое-сладкое сопрано Фелисити Лотт. Тенор Энтони Ральф-Джонсон — певец-универсал, равно корректно исполняющий музыку любых стилей. Фирму, переиздавшую эту отличную запись, можно упрекнуть разве что в скупости. «Ода» длится всего 50 минут, неплохо было бы добавить к ней «бонус» из более поздних генделевских записей Пиннока.
Из записей Archiv Production разных лет сама собой складывается историческая антология аутентичного исполнительства. Интерпретации 25-летней давности так хороши, что невольно заставляют усомниться: прогрессировал ли аутентизм качественно с тех пор, как на сцену вышло поколение прямых и косвенных учеников Арнонкура? Или он уже много лет развивается лишь вширь, осваивая новые страны, эпохи, технологии и черпая из необъятного наследия веков, когда музыки сочиняли неизмеримо больше, чем сейчас?
Георг Филипп Телеман. Камерные концерты. Ансамбль «Musica Antiqua Koeln». Дирижер Райнхард Гёбель. Archiv Production. 474 230-2.
Георг Фридрих Гендель. «Ода ко дню св. Цецилии». Фелисити Лотт, Энтони Ральф-Джонсон. Хор и оркестр «Английский концерт». Дирижер Тревор Пиннок. Archiv Production. 474 549-2.
Дистрибьютер в России — Universal Music Russia.
Анна Булычева