Курт Вайль

Kurt Weill

Курт Вайль / Kurt Weill

Родился 2 марта 1900 г. в Дессау (Германия). Учился в Берлинской Высшей музыкальной школе у Хумпердинка, а в 1921-1924 гг. был учеником Ферруччо Бузони. Свои ранние сочинения Вайль писал в неоклассическом стиле. Это были оркестровые пьесы («Кводлибет», концерт для скрипки и духовых). Начало сотрудничества с «левыми» немецкими драматургами (Г. Кайзер, Б. Брехт) было для Вайля решающим: он стал исключительно театральным композитором. В 1926 г. в Дрездене была поставлена опера Вайля по пьесе Г. Кайзера «Протагонист». В 1927 г. в Баден-Бадене на фестивале новой камерной музыки состоялась сенсационная премьера музыкального скетча «Махагони» на текст Брехта, в следующем году в Лейпциге была поставлена сатирическая одноактная опера «Царь фотографируется» (Г. Кайзер) и тогда же прогремела на всю Европу знаменитая «Трехгрошовая опера» в берлинском театре «На Шифбауэрдам», которая вскоре была экранизирована («Трехгрошовый фильм»). До своего вынужденного отъезда из Германии в 1933 г. Вайль успел написать и поставить на сцене оперы «Возвышение и падение города Махагони» (расширенная редакция скетча), «Поручительство» (текст Каспара Нейера) и «Серебряное озеро» (Г. Кайзер).

В Париже Вайль сочинил для труппы Джорджа Баланчина балет с пением «Семь смертных грехов» по сценарию Брехта. С 1935 г. Вайль жил в США и работал для бродвейских театров Нью-Йорка в излюбленном американском жанре мьюзикл. Изменившиеся условия заставили Вайля постепенно смягчить агрессивный сатирический тон своих произведений. Его пьесы стали более эффектными с точки зрения внешней отделки, но менее острыми по содержанию. Между тем в нью-йоркских театрах рядом с новыми пьесами Вайля сотни раз с успехом ставилась и «Трехгрошовая опера».

Одна из самых популярных американских пьес Вайля — это «Уличное происшествие» — «народная опера» по пьесе Э. Раиса из жизни бедных кварталов Нью-Йорка; «Трехгрошовая опера», сделавшая немецкий музыкальный театр 20-х гг. трибуной политической борьбы, достигла синтеза плебейской «уличной» музыкальной стихии с изощренными техническими средствами современного музыкального искусства. Пьеса преподносилась в маске «оперы нищих», старой пародии английского народного театра на аристократическую оперу барокко. Вайль воспользовался «оперой нищих» в целях пародийной стилизации (в музыке этой пародии «страдает» не столько Гендель, сколько банальности, «общие места» романтической оперы XIX в.). Музыка здесь присутствует в качестве вставных номеров — зонгов, которые обладают простотой, заразительностью и живучестью эстрадных шлягеров. По мнению Брехта, влияние которого на Вайля в те годы было безраздельным, чтобы создать новую, современную музыкальную драму, композитор должен отказаться от всех предрассудков оперного театра. Брехт сознательно отдавал предпочтение «легкой» эстрадной музыке; кроме того, он предполагал решить извечный конфликт между словом и музыкой в опере, окончательно отделив их друг от друга. Сквозного последовательного развития музыкальной мысли в пьесе Вайля — Брехта нет. Формы коротки и сжаты. Структура целого допускает вставные инструментальные и вокальные номера, балет, хоровые сцены.

«Возвышение и падение города Махагони», в отличие от «Трехгрошовой оперы», больше напоминает настоящую оперу. Здесь музыке отводится более существенная роль.

реклама

вам может быть интересно

Михаил Панджавидзе Театральные деятели
Виктория Муллова Инструменталисты

Произведения

Трёхгрошовая опера (Вайль) (classic-music.ru) 01.06.2011 в 20:22

Публикации

Главы из книг

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Дата рождения

02.03.1900

Дата смерти

03.04.1950

Профессия

композитор

Страна

Германия

просмотры: 5369
добавлено: 04.12.2010



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть