Курт Вайль

Kurt Weill

Курт Вайль / Kurt Weill

Родился 2 марта 1900 г. в Дессау (Германия). Учился в Берлинской Высшей музыкальной школе у Хумпердинка, а в 1921-1924 гг. был учеником Ферруччо Бузони. Свои ранние сочинения Вайль писал в неоклассическом стиле. Это были оркестровые пьесы («Кводлибет», концерт для скрипки и духовых). Начало сотрудничества с «левыми» немецкими драматургами (Г. Кайзер, Б. Брехт) было для Вайля решающим: он стал исключительно театральным композитором. В 1926 г. в Дрездене была поставлена опера Вайля по пьесе Г. Кайзера «Протагонист». В 1927 г. в Баден-Бадене на фестивале новой камерной музыки состоялась сенсационная премьера музыкального скетча «Махагони» на текст Брехта, в следующем году в Лейпциге была поставлена сатирическая одноактная опера «Царь фотографируется» (Г. Кайзер) и тогда же прогремела на всю Европу знаменитая «Трехгрошовая опера» в берлинском театре «На Шифбауэрдам», которая вскоре была экранизирована («Трехгрошовый фильм»). До своего вынужденного отъезда из Германии в 1933 г. Вайль успел написать и поставить на сцене оперы «Возвышение и падение города Махагони» (расширенная редакция скетча), «Поручительство» (текст Каспара Нейера) и «Серебряное озеро» (Г. Кайзер).

В Париже Вайль сочинил для труппы Джорджа Баланчина балет с пением «Семь смертных грехов» по сценарию Брехта. С 1935 г. Вайль жил в США и работал для бродвейских театров Нью-Йорка в излюбленном американском жанре мьюзикл. Изменившиеся условия заставили Вайля постепенно смягчить агрессивный сатирический тон своих произведений. Его пьесы стали более эффектными с точки зрения внешней отделки, но менее острыми по содержанию. Между тем в нью-йоркских театрах рядом с новыми пьесами Вайля сотни раз с успехом ставилась и «Трехгрошовая опера».

Одна из самых популярных американских пьес Вайля — это «Уличное происшествие» — «народная опера» по пьесе Э. Раиса из жизни бедных кварталов Нью-Йорка; «Трехгрошовая опера», сделавшая немецкий музыкальный театр 20-х гг. трибуной политической борьбы, достигла синтеза плебейской «уличной» музыкальной стихии с изощренными техническими средствами современного музыкального искусства. Пьеса преподносилась в маске «оперы нищих», старой пародии английского народного театра на аристократическую оперу барокко. Вайль воспользовался «оперой нищих» в целях пародийной стилизации (в музыке этой пародии «страдает» не столько Гендель, сколько банальности, «общие места» романтической оперы XIX в.). Музыка здесь присутствует в качестве вставных номеров — зонгов, которые обладают простотой, заразительностью и живучестью эстрадных шлягеров. По мнению Брехта, влияние которого на Вайля в те годы было безраздельным, чтобы создать новую, современную музыкальную драму, композитор должен отказаться от всех предрассудков оперного театра. Брехт сознательно отдавал предпочтение «легкой» эстрадной музыке; кроме того, он предполагал решить извечный конфликт между словом и музыкой в опере, окончательно отделив их друг от друга. Сквозного последовательного развития музыкальной мысли в пьесе Вайля — Брехта нет. Формы коротки и сжаты. Структура целого допускает вставные инструментальные и вокальные номера, балет, хоровые сцены.

«Возвышение и падение города Махагони», в отличие от «Трехгрошовой оперы», больше напоминает настоящую оперу. Здесь музыке отводится более существенная роль.

реклама

вам может быть интересно

Теодор Герино Танцовщики

Произведения

Трёхгрошовая опера (Вайль) (classic-music.ru) 01.06.2011 в 20:22

Публикации

Главы из книг

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Дата рождения

02.03.1900

Дата смерти

03.04.1950

Профессия

композитор

Страна

Германия

просмотры: 5552
добавлено: 04.12.2010



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть