франц. tambourin
\1) Род барабана небольшого диаметра в форме вытянутого цилиндра (высота больше 1 м) с 2 кожаными мембранами. Появился ок. 11 в. в Провансе (Франция); отсюда его второе назв. - провансальский барабан (франц. tambour de Provence или tambourin provenзal, итал. tamburo di Provenza, испан. tamboril, нем. provenzalische Trommel, Tabor). В лит-ре 11 в. упоминаются музыканты, одноврем. играющие на Т. и маленькой т. н. одноручной флейте (прованс. galoubet, нем. Einhandflцte, см. Пифферо). Т. сохранился в нар. муз. практике Юж. Франции. Ныне - гл. обр. орк. инструмент. Существуют 2 разновидности - Т. без струн, со звуком неопредел. высоты и Т. со звуком определ. высоты, имеющий струны, проходящие поверх мембраны и настроенные в квинту; изменяя натяжение струн, меняют высоту звука такого Т. В отличие от малого барабана, звук Т. благодаря удлинённому корпусу инструмента ("кбдлу") обладает более глухим тембром, что используется композиторами для придания звучанию специфич. оттенка; Т. со звуком неопредел. высоты (без струн) включён в фарандолу 2-й сюиты из музыки Ж. Бизе к драме "Арлезианка", в IX ч. симфонии "Турангалила" О. Мессиана. Условное подражание характерному звучанию Т. используется в вок. и инстр. музыке ("Китайский тамбурин" для скрипки и фп. Ф. Крейслера; "Я слышу тамбурина звон" для смешанного хора a cappella К. Дебюсси).
\2) Встречающееся в лит-ре назв. (неточное) бубна (франц. tambour de Basque, итал. tamburo, tamburello basco, англ. tambourine, timbrel, нем. Tamburin и Schellentrommel).
\3) Оживлённый танец провансальского происхождения в двудольном метре (2/2, 2/4). Его назв. связано с использованием Т. в качестве сопровождающего инструмента. Мелодия Т. звучала на фоне повторяющихся в басу звуков (тоники или доминанты, а также квинты на I ступени лада). За первым, мажорным Т. следовали второй - минорный и повторение мажорного. Наибольшее распространение Т. получил в 18 в. во Франции, однако он претерпел здесь значит. изменения. В 17-18 вв. танец нередко вводился в оперы (А. Кампра, Ж. Ф. Рамо, А. Гретри); франц. композиторы создали ряд инструментальных Т. (напр., в сонатах для скрипки с basso continuo Ж. M. Леклера Старшего). Большую известность получил Т. для клавесина Рамо:
Ж. Ф. Рамо. Тамбурин.
Изредка встречается в совр. сочинениях неоклассич. ориентации (Э. Патлаенко, "Ренессанс-сюита" для камерного оркестра).
Литература: Рогаль-Левицкий Д., Современный оркестр, т. 3, М., 1956, с. 103-10.
Л. М. Бутир, Т. С. Кюрегян