Форманта

Форманта (от лат. formans, род. падеж formantis - образующий) - область усиленных частичных тонов в спектре муз. звуков, звуков речи, а также сами эти призвуки, определяющие своеобразие тембра звуков; один из важных факторов темброобразования. Ф. возникают гл. обр. под влиянием резонаторов (в речи, пении - полость рта и др., у муз. инструментов - корпус, объём воздуха, дека и др.), поэтому их высотное положение мало зависит от высоты осн. тона звука. Термин "Ф." введён исследователем речи, физиологом Л. Германом для характеристики отличия одних гласных от других. Г. Гельмгольц провёл серию опытов по синтезу гласных речи с помощью органных труб формантным способом. Установлено, что для гласной "у" характерно усиление частичных тонов от 200 до 400 герц, для "о" - 400-600 герц, "а" - 800-1200, "э" - 400-600 и 2200-2600, "и" - 200-400 и 3000- 3500 герц. В пении, кроме обычных речевых Ф., возникают характерные певч. Ф.; одна из них - высокая певч. Ф. (ок. 3000 герц) придаёт голосу "блеск", "серебристость", способствует "полётности" звуков, хорошей разборчивости гласных и согласных; другая - низкая (ок. 500 герц) придаёт звучанию мягкость, округлость. Ф. имеются почти у всех муз. инструментов. Напр., для флейты характерны Ф. от 1400 до 1700 герц, для гобоя - 1600-2000, для фагота - 450-500 герц; в спектре хороших скрипок - 240-270, 500-550 и 3200-4200 герц (вторая и третья Ф. близки Ф. певч. голоса). Формантный способ темброобразования и управления тембром широко используется в синтезе речи, в электромуз. инструментах, в звукорежиссуре (магнитной и грамзаписи, радио, телевидения, кино).

Литература: Pжевкин С. Н., Слух и речь в свете современных физических исследований, М. - Л., 1928, 1936; Рабинович А. В., Краткий курс музыкальной акустики, М., 1930; Соловьева А. И., Основы психологии слуха, Л., 1972; Helmholtz H., Die Lehre von den Tonempfindungen als physiologische Grundlage fьr die Theorie der Musik, Braunschweig, 1863, Hildesheim, 1968 (рус. пер. - Гельмгольц Г., Учение о слуховых ощущениях, как физиологическая основа для теории музыки, СПБ, 1875); Hermann L., Phonophotographische Untersuchungen, "Pflьger's Archiv", Bd 45, 1889, Bd 47, 1890, Bd 53, 1893, Bd 58, 1894, Bd 59, 1895; Stumpf C., Die Sprachlaute, В., 1926; Trendelenburg F., Einfьhrung in die Akustik, В., 1939, В.-Gцtt.-Hdlb., 1961.

Ю. H. Рагс

реклама

вам может быть интересно

Струнный квартет Термины и понятия

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Дисгармония Термины и понятия
Швейцарская музыка Национальные культуры
Резонаторное отверстие Музыкальные инструменты
Pas de deux, па-де-дё Балет и танец
Марш Музыкальные жанры
Драма музыкальная Музыкальные жанры
Дойра Музыкальные инструменты
Элевация Балет и танец
Мордент Термины и понятия
Кантор Церковная музыка

Реклама

Категории словаря

термины и понятия, опера, вокал, пение

просмотры: 5618
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть