Чилийский балет

В стране издавна были распространены танцы коренного населения (индейцев племени арауканов и др.). В 16 в. появились танцы и музыкально-танц. представления (тонадильи и др.), привезённые из Испании и постепенно вытеснившие индейские (особенно в городах). В результате взаимодействия культур возникли новые формы нац. танцев: напр., самакуэка (или куэка) и др. После установления независимости Чили (1818) был создан оперный театр. Во 2-й пол. 19 в. в страну приезжали иностр. труппы с балетными спектаклями: в 1850 труппа М. Понсо, в 1856 труппа Руссе, показавшая "Жизель". В 1857 в Сантьяго был открыт "Театро мунисипаль", для которого с кон. 19 в. чилийские композиторы, используя нац. и фольклорную тематику, стали создавать муз. произв., в т. ч. насыщенные танцами сарсуэлы, а позднее и балеты. Х. Ренхифо написал оперу-балет "Солнце и фиалка" (1902), Э. Мело Горигойтия - балет "Весенние видения" (1916), П. Гарридо - "Ковбои" (1926), П. Бискерт Прадо - оперу-балет "Сайеда" (1929), Р. Асеведо Рапосо - балеты "Три Паскуалы" (1933) и "Рапа Нуи" (1947), Х. Уррутия Блондель - балет "Гитана дьявола" (1941), К. Исамит - "Золотой колодец" (1942) и др. В 1917-18 в Чили выступала труппа А. П. Павловой. Артист этой труппы Я. Кавесский в 1921 открыл в Сантьяго первую балетную школу, существовавшую до 1938, где преподавали Д. Янг и Л. Кларк (ранее учившиеся в Великобритании). В годы 2-й мировой войны в Чили гастролировало неск. европ. танц. коллективов, в т. ч. "Орижиналь балле рюс" де Базиля и труппа К. Йосса. Влияние последней из них было особенно велико; артисты этой труппы Э. Утхофф и Л. Ботка организовали в 1941 школу при Институте распространения музыки Чилийского университета в Сантьяго. Школа вскоре переросла в проф. труппу (с 1945, после постановки Утхоффом "Коппелии", начались регулярные выступления). До 1957 труппа называлась Балет Чилийского университета, затем Чилийский Национальный балет. Труппа ориентировалась на школу нем. экспрессионистич. танц. театра, в её репертуаре были балеты Йосса и Утхоффа, который возглавлял труппу до 1965; ставились балеты композиторов Чили и др. стран Лат. Америки, среди них "Порог сна" Оррего Саласа (1951, балетм. М. Солари). В труппе работали балетм. Солари, Х. Балдрич, Ч. Диксон и Д. Кэри; в репертуар включались постановки Б. Кульберг, Дж. Батлера, Г. Контрерас. С 1967 коллектив возглавлял П. Бунстер, который пост. "Калаукан" Чавеса (1959), "Сурасо" Хинастеры (1962), "Пустой стул" Фальябельи (1968) и др. При труппе имеется школа, где преподаётся классический танец (в 1950-73 работала быв. артистка Мариинского театра Е. Д. Полякова, в 1964 Т. Лескова, в 1969-72 неск. раз приезжал сов. педагог Е. П. Валукин). Однако в репертуаре труппы нет балетов классич. наследия, сохраняется связь с экспрессионистич. направлением Йосса - Утхоффа, чьи традиции развивает Бунстер. В 1949 в Сантьяго рус. балетм. В. Сулима и Н. Гривцова организовали при "Театро мунисипаль" (Муниципальном театре) школу классического танца и труппу. Сулима пост. здесь балеты: "Бахчисарайский фонтан"; "Маскарад" на муз. Хачатуряна, "Три Паскуалы" Асеведо. В 1959 при "Театро мунисипаль" О. Чинтолези организовал труппу Балет совр. искусства (с 1965 наз. Муниципальный балет; см. Чилийский Муниципальный балет). В основе деятельности труппы - ориентация на классич. и совр. европ. репертуар. В труппе работали Ч. Диксон, Б. Эрмансен, Н. Диксон, сов. специалисты А. Р. Томский, А. А. Прокофьев (1972-73). В репертуаре: "Коппелия", "Тщетная предосторожность", "Жизель", "Шопениана", "Чудесный мандарин", отрывки из балетов классич. наследия, работы местных хореографов. Среди др. балетных коллективов: Мастерская танца (1968, в предместье Лас-Кондес), Балет Министерства просвещения (1969, рук. Х. Балдрич и М. Солари; в 1969-72 имелась школа). Неоднократно возникали коллективы нац. танца: Чилийская фольклорная группа (1962), Экспериментальный фольклорный балет (1966) и др. Среди артистов 1950-70: В. Ронкаль, О. Чинтолези, И. Милован, М. Солари, Х. Полл, Х. Балдрич, К. Жаркова, Э. Харли, Э. Ларрагибель, М. Э. Аранхис, М. Сомоса, Р. Ормаэче, Р. Льянсоль. К нач. 70-х гг. выдвинулась молодёжь: танцовщик Э. Латес и танцовщицы, учившиеся у сов. педагогов, П. Монтеро и Н. Веласко. Артистов готовят в Нац. хореографич. школе (при факультете танца Чилийского университета), функционирует школа Муниципального балета (с 1959). В 1970 создан Нац. фольклорный балет (рук. Р. Рейс). Балетные труппы возникли в городах: Арика, Вальдивия, Консепсьон, Вальпараисо и др. В разные годы работали частные школы: Д. Янг, Е. Д. Поляковой, Э. Корредо, М. Э. Лорка и др. В 1965 при "Театро мунисипаль" организован балетный центр, в который входит Танцевальный архив им. Поляковой, возглавляемый критиком и исследователем танца К. Робилан. После военно-фаш. переворота мн. прогрессивные деятели балета покинули страну.

Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981

реклама

вам может быть интересно

Хоровод Национальные культуры
Квинта Термины и понятия

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Ритм Термины и понятия
Gargouillade, гаргуйад Балет и танец
Stabat mater, стабат матер Церковная музыка
Швейцарская музыка Национальные культуры
Средневековые лады Термины и понятия
Гитара Музыкальные инструменты
Критика музыкальная Термины и понятия
Presto, престо Термины и понятия
Римская школа Термины и понятия
Экспрессионизм Течения в искусстве

Реклама

Категории словаря

балет и танец, национальные культуры

просмотры: 2444
добавлено: 17.07.2011



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть