Перуанская музыка

Создателями наиболее развитой муз. культуры в доколумбовой Америке были народы, входившие в состав "инкской империи" - гос-ва Тауантинсуйю и принадлежавшие в основном к этнич. группам кечуа и аймара. В гл. городе этого гос-ва Куско имелись спец. школы, в к-рых знатные юноши обучались иск-ву поэзии и музыки. Существовали также школы для девочек, где учили пению и игре на муз. инструментах. Музыка занимала важное место в жизни инкского гос-ва. Она была неотъемлемым элементом религ. культа (священные гимнич. песнопения - хайльи, посв. инкским богам), спец. "гимны-жизнеописания" воспевали доблесть и могущество инков-правителей, историч. песни-хроники рассказывали о важнейших событиях в жизни "империи". Офиц. характер имели также многочисл. обрядовые песнопения и танцы с музыкой, сопровождавшие годичный цикл земледельч. работ, скорбные элегич. песни, в к-рых на всей территории Тауантинсуйю в течение года оплакивалась кончина правителя инков.

Народы Перу имели также мн. другие песенные, танц. и инстр. муз. жанры "светского" характера, к-рые культивировались всеми классами общества. Главными были сольные лирич. песни жанра арави, отличавшиеся

image
Арави.

большой мелодич. выразительностью, мастерством стихосложения, а также коллективные круговые танцы качуа, уайно, каруйо, сопровождавшиеся пением и игрой на муз. инструментах.

Инструментарий древних инков включал: барабаны разл. типов (уанкар, п'утука, тинья и др.), богатый набор разнообразных дух. инструментов - огромные (длина 5-7 м камышовые трубы арке, одинарные и двойные бамбуковые трубы, флейты-окарины, продольные флейты (пинкильо, тарка, аната); особенно большими выразит. и технич. возможностями обладали продольная флейта кена и многоствольная "флейта Пана". Из многоствольных флейт разных размеров и регистров составлялись оркестры, исполнявшие довольно сложную в технич. отношении музыку.

image
Наигрыш на флейте кена.

Исследования в области ладовой структуры инкской музыки выявили наличие в ней всех пяти возможных видов пентатонных звукорядов (в зависимости от последовательности интервальных соотношений), а также особого звукоряда из тонов разложенного мажорного трезвучия (т. н. тритоника). Инкская пентатоника представляет собой упорядоченную систему со своим опредсл. типом мелодий и определ. формулами каденций. Использовались исключительно двухдольные размеры, но внутри них допускалось огромное разнообразие группировок разл. длительностей и их комбинаций. В структуре муз. периодов имелась отчётливая тенденция к квадратности и периодичности, повторности отд. структурных ячеек. Эта ладовая и метроритмич. упорядоченность характерна для музыки андийских народов доколумбовой Америки.

Испан. завоевание в 16 в. прервало самостоят. развитие инкской музыки, но не уничтожило её. Муз. культура совр. перуанских кечуа и аймара в своих основополагающих чертах та же. Сохранились религ. песнопения, восходящие к временам инков. Особыми обрядами с пением индейцы Сьерры отмечают рождение, достижение совершеннолетия, свадьбу, смерть и похороны. К обрядовым относятся и разл. песни-заклинания. Сохраняются немногочисленные песни, связанные с инкским земледельч. календарём, а также нек-рые древние легенды и сказания. Среди лирич. песен по-прежнему первое место принадлежит арави - красивейшим песням андийского нагорья.

Большая часть танцев, бытующих у перуанских индейцев, также доиспанского происхождения. Самый популярный в Андах танец - уайно. Исполняются также кашуа, каруйо, чатре, юмбо, кена-кена, кульяуа и др. В нек-рых из них ещё сохраняются тотемич. реликты: танцоры выступают в шкурах животных, в масках пумы или ягуара, с крыльями кондора, привязанными за плечами. Др. танцы появились в колониальную эпоху - гротескные хореографич. пантомимы, высмеивающие представителей испан. администрации, живописные маскарадные процессии (компарсы), связанные с католич. праздниками, включающие целый ряд разл. танцев, театрализованные танцы-пантомимы на сюжет событий конкисты и борьбы индейцев с испанцами (широко известен пантомимич. "Танец инки", изображающий пленение и казнь Атауальпы - последнего правителя инков). Все танцы исполняются под аккомпанемент небольших оркестров, состоящих обычно из продольных флейт и 1-2 барабанов разного размера; нередки и оркестры из "флейт Пана". Перуанские индейцы применяют также инструменты европ. происхождения, в т. ч. скрипку, арфу (т. н. креольскую арфу с диатонич. строем и без педалей) и местную разновидность гитары - чаранго (небольшой струн. щипковый инструмент с 5 двойными струнами, с корпусом, обычно изготовляемым из панциря броненосца). В индейских деревенских оркестрах появляются под влиянием гор. инстр. ансамблей кларнеты и корнет-а-пистоны фабричного производства.

Нар. креольская музыка Перу в ладовой, гармонич. и метроритмич. структуре и в традиц. формах песенной поэзии сохраняет генетич. преемственность от испан. музыки 16-18 вв. Отличит. черты креольской музыки Перу: преобладание мажора и минора наряду с сохранением в нек-рых песенных формах лидийского и дорийского ладов, их сочетания, симметричность периодов, господство трёхдольных, а также переменного (6/8 + 3/4) метров, полиритмия пения и аккомпанемента. Широко распространены манера пения на 2 голоса параллельными терциями, обязат. сопровождение пения игрой на муз. инструментах, а танцев - пением; осн. солирующий и аккомпанирующий инструмент - гитара.

Наиболее традиц. песенные жанры креольской музыки Перу - ярави и тристе, сольные лирич. песни, преим. любовного содержания, исполняемые в сопровождении гитары или арфы. Креольский ярави не связан генетически с инкским арави и отличается от него прежде всего тем, что его мелодии основаны на натуральном миноре, а не на пентатонике. Для тристе характерно сочетание в пределах одного мелодич. периода лидийского и дорийского адов.

image
Тристе.

Среди креольских танцев Перу гл. место занимают самакуэка, маринера, тондеро, сахуриана, рефалоса - родственные между собой подвижные парные танцы с пением, восходящие к старинным испан. танцам типа сарабанды и фанданго.

Проф. композиторское творчество развивалось медленно и в течение колониального периода было представлено гл. обр. церк. музыкой. Светская музыка до нач. 19 в. ограничивалась сферой любительского домашнего и салонного музицирования. Первый значит. композитор - X. Б. Альседо, автор нац. гимна (1821), патриотич. песен, произв. для духовых оркестров, а также мн. церк. сочинений. С 1-й пол. 19 в. активное участие в муз. жизни страны, ставшее со временем традиционным, принимали итал. музыканты, в т. ч.: А. Болоньези, к-рый организовал в Лиме оперную труппу и ставил оперы Дж. Чимарозы, Дж. Б. Перголези, Дж. Паизиелло; К. Ребальяти одним из первых в стране использовал местный креольский фольклор ("Перуанская рапсодия "28 июля""); Р. Ребальяти, автор сарсуэлы "Луна над Пайтой"; К. Э. Паста, к-рому принадлежит опера на нац. сюжет "Атауальпа" (пост. 1877, Лима); плодотворную педагогич. и конц. деятельность вели Ф. Франсиа, Н. Мафеццоли и С. Берриола. Среди перуанских композиторов 19 в. наибольшей известностью пользовался X. М. Валье Риестра, написавший оперу "Ольянтай" (пост. 1900, Лима) на сюжет классич. нар. драмы на языке кечуа.

В кон. 19 - нач. 20 вв. начали творч. деятельность комп. М. Агирре и Л. Дюнкер Лавалье. Агирре, лирик и романтик по складу дарования, хорошо знал и нередко использовал в соч. муз. фольклор, проявляя при этом верное понимание стиля и тонкое чувство гармонии, заключённой в нар. мелодиях. Его лучшее произв.- сюита "Мои горы". Дюнкер Лавалье, также композитор ярко выраженного романтич. направления, писал преим. фп. музыку; особенно популярен креольский вальс "Кены". Более молодые современники Агирре и Дюнкера Лавалье - Р. Брасеско, Ф. Уркиета и П. Чавес Агилар. Брасеско принадлежат многочисл. хоровые (церковные и светские), оркестровые и камерные соч. (в т. ч. "Идиллия" для скрипки, виолончели и органа, 1-я пр. на нац. конкурсе композиторов, 1949). Среди соч. Уркиеты выделяются оперы "Мельгар" и "Пумакагуа", написанные на сюжеты из отечеств. истории. Чавес Агилар - автор мн. церк. сочинений; популярностью пользуются его "Перуанские школьные песни" (4 серии, на сл. А. Монтойи).

Рубеж 19-20 вв. отмечен в истории П. м. пробуждением активного художеств. и науч. интереса к индейскому муз. фольклору. При этом наметились два направления. Одно из них можно определить как "фольклорный этнографизм". Композиторы этого направления стремились к широкому использованию фольклорных форм (мелодий, ритмоформул и т. п.) в их максимально чистом виде. Основные представители: композитор и фольклорист Д. Аломиа Роблес, среди произв. к-рого важное место занимают сарсуэла "Пролетает кондор" (пост. 1916, Лима) и муз.-хореографич. пантомима "Инкский балет" (пост. 1926, Париж); Э. Фава, написавший балет "Видение Виракочи"; В. Стеа, автор "Симфонии на инкские темы" - одного из наиболее удачных художеств. опытов такого рода. Композиторы др. направления стремились создавать музыку, к-рая вобрала бы в себя самые общие и типичные черты нар. муз. иск-ва, художественно опосредствованно отразила бы его дух, характер и стиль. Эти принципы первыми воплотили в своём творчестве Т. Валькарсель, А. Сас Орчасаль и К. Санчес Малага; с их произв. связывают "новое направление" в совр. П. м. Из обширного муз. наследия Валькарселя выделяются опера, балет, симф. поэмы "Качампа", "Среди руин Храма Солнца", "Индейский концерт" для скрипки с оркестром, неск. вок. циклов. Сас Орчасаль, к-рый был одноврем. композитором, дирижёром, скрипачом, педагогом и музыковедом, наиболее полно проявил своё дарование в сфере камерного инстр. и вок. творчества ("Песни Перу", "Напевы и танцы Перу", "Романтические песни", "Индейские мелодии" и др.), для его произв. характерно сочетание европ. неоромантизма и импрессионизма с типичным муз. "индихенизмом", проявляющимся не столько в использовании индейского фольклора, сколько в его творч. преобразовании. Этому композитору принадлежат и крупные орк. соч. - "Три перуанских эстампа", "Перуанская рапсодия", "Индейская поэма", балеты "Сон самбы", "Легенда острова Сан-Лоренсо", театр. музыка. Санчес Малага - музыкант-лирик, обладающий ярким мелодич. дарованием, пропагандист индейской и гибридной, т. н. метисской, музыки Перу; лучшее из написанного им относится к области малых форм - фп. пьесы "Дым родных очагов", "Сумерки", вок. соч. "Ночь пришла", "Карнавальная песня", "Снежная голубка", "Ярави", "Уайно" (нек-рые из них отмечены нац. премиями).

После 2-й мировой войны 1939-45 в П. м. начинают проникать новые европ. веяния, в т. ч. откровенно космополитич. и модернистские течения муз. авангардизма, распространение к-рых во многом определилось композиторской и педагогич. деятельностью Р. Хольцмана. С этим в значит. степени связана эстетич. и стилистич. пестрота творчества совр. композиторов Перу. Э. Итурриага после сюиты No 1 для оркестра и "Концертной увертюры", выдержанных в традиц. манере и не лишённых связи с нар. истоками, написал серию орк. пьес "Vivencias", свидетельствующих о переходе композитора на позиции авангардизма. X. Мальсио - автор неск. симф. и камерных произв., отмеченных академизмом. С. Гарридо Лекка работает преим. в инстр. жанрах, используя серийную технику письма. Э. Пинилья пишет музыку к фильмам и спектаклям, сочетая разные манеры и стили - традиционные и современные. Э. Валькарсель сочиняет ультрасовременную музыку, записывая её диаграммами. С. Боланьос экспериментирует в области электронных звучаний. В совр. манере пишут Р. Вера и Ф. Пульгар де Видаль. Среди композиторов, последовательно развивающих нац. традиции, выделяется А. Гевара Очоа, к-рому принадлежат две "Симфонические поэмы", "Перуанская трилогия", "Перуанская партитура" для большого оркестра и "Перуанские эстампы" для камерных составов (музыка Гевары Очоа исполнялась и за рубежом, в т. ч. в Сов. Союзе).

В числе музыкантов-исполнителей - пианисты Л. Моралес Маседо, Т. Кесада, Э. Гайяни, А. Савараин Бистийо, Э. Пульгар де Видаль, М. Массини, А. Арче; скрипачи Э. Амадор, Э. Химено; дирижёры X. Белаунде, Л. Ла Роса, X. Мальсио, M. M. Абарка; гитаристка И. Гранда де Фульер.

Центр муз. жизни - Лима, где имеются Филармонич. об-во, Нац. консерватория (создана в 1940-х гг. на базе Нац. муз. академии), Нац. симф. оркестр (осн. в 1938), Камерный оркестр, духовой ансамбль "Друзья музыки", Гос. хор. Муз. жизнь в провинции крайне бедна; лишь с 1940-х - 50-х гг. стали открываться региональные муз. школы в нек-рых центрах департаментов (с 1974 такие школы функционируют в Арекипе, Трухильо, Куско, Пьюре, Уануко, Аякучо).

Литература: Струйский П. A., Национальная музыкальная культура, в сб.: Культура Перу, М., 1975; Harcourt R. d`, Harcourt M. d`, La musique des Incas et ses survivances, P., 1925; Raygada G., Panorama musical del Peru, в сб.: Boletin latino-americano de musica, t. 2, Lima, 1936, p. 169-214; Stevenson R., The music of Peru. Aboriginal and vicerayal Epochs, Wash., (I960); его же, Musik in Aztec and Inca territory, Berkeley - Los Ang., 1968.

П. А. Ахундов

реклама

вам может быть интересно

Чонгури Музыкальные инструменты
Фуриант Музыкальные жанры

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Белорусская музыка Национальные культуры
Чешская музыка Национальные культуры
Формализм Термины и понятия
Виртуоз Термины и понятия
Coupe, pas coupe (купе) Балет и танец
Жанры балетные Балет и танец
Крюки Церковная музыка
Cantabile, кантaбиле Термины и понятия
Джаз-банд Музыкальные инструменты
Песня Музыкальные жанры

Реклама

Категории словаря

национальные культуры

просмотры: 4876
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть