Смычок

Категории словаря
Смычок

Смычок — приспособление для извлечения звука на струнных смычковых инструментах. Основные части смычка — слегка изогнутая трость, сделанная из эластичного дерева, и натянутые на ней конские волосы (перед игрой волосы натирают канифолью). Проведение С. по струне вызывает её колебание. Впервые стал применяться в вост. инструментарии; в простейшем виде (без механич. регулировки натяжения) сохранился у ряда народов Сов. Союза, а также разл. народов вост. и юго-вост. Азии и Африки. Наиболее совершенный тип такого С. используется при игре на кеманче и гиджаке. Во время игры пальцами правой руки исполнитель регулирует степень натяжения пучка волос, а также производит его лентообразное распластывание. При помощи С. на всех вост. инструментах исполняется только мелодия, применяются лишь плавные штрихи. В Европе С. появился ок. 8 в. Долго существовали разл. рода лунообразные С.; один и тот же тип С. применялся при игре на фиделях, ребеках, а также лирах и разл. виолах. Для звукоизвлечения использовалась верх. часть лукообразного смычка (? его длины). Уже в 12 в. возникли разл. приспособления для изменения степени натяжения волоса, в т. ч. палочка или кусок дерева, помещавшийся между тростью и волосом для его оттяжки. Колодка простейшего типа вырезалась вместе с тростью из одного куска дерева. С течением времени у европ. С. форма трости преобразовывалась (из лунообразной превратилась в почти прямую). С 14 в. возникли разные типы оформления конца С.; сначала его делали в виде пуговицы, к к-рой прикреплялся волос, иногда конец был изогнутым, позднее он приобрёл форму "утиного носа". С развитием инстр. музыки и техники игры на смычковых инструментах в 16 в. продолжала совершенствоваться и конструкция С. Для удобства игры использовались разные способы прикрепления С. к кисти руки (разл. виды перевязей). Лишь в сер. 17 в. колодка стала отдельной от трости деталью смычка, был создан механизм для изменения натяжения волоса - т. н. кремальер (расположенная сверху трости зубчатая пластинка, на зубцы к-рой с помощью петли нацеплялась колодка); кремальер вскоре был заменён винтом, регулирующим степень натяжения волоса. Во 2-й пол. 17 в., по-видимому, по инициативе А. Корелли, в связи с развитием техники штрихов появился С. с параллельным расположением волоса и трости. Потребность в применении лёгких, прыгающих штрихов вызвала появление С. с более гибкой тростью. Эту реформу осуществил в 1730 Дж. Тартини. Длина скрипич. С. была увеличена, трость стала прямой с канелировкой (продолговатые продольные углубления) для удобства держания С. В дальнейшем канелировка была заменена обвивкой (нитяная, посеребрённая нить, серебряная проволока, китовый ус). Дальнейшее совершенствование С. было произведено во 2-й пол. 18 в. скрипачом В. Крамером; в его конструкции трость прямая, головка расположена под прямым углом к трости, колодка, по форме напоминающая головку, обычно делалась из кости, пучок волоса был очень узким. С этого времени произошла дифференциация С. у отд. представителей семейства смычковых инструментов. В последней трети 18 в. выдающийся франц. мастер Ф. Турт Младший создал тот совершенный тип С., к-рый сохранился в работах всех последующих мастеров; такой С. применяется и в совр. муз. практике. В С. конструкции Турта волос распластывался в виде ленты спец. пластинкой, задвигающейся в колодочку; им был введён и металлич. винт, в качестве наиболее пригодного материала для трости была использована древесина фернамбука, трость приобрела вогнутые очертания, впервые были определены длина и вес скрипичного, альтового, виолончельного и контрабасового С. и определён центр их тяжести, окончательно установлена форма головки (т. н. эсика). При реконструкции С. Турту оказывал помощь своими советами Г. Пуньяни (по др. данным, Дж. Б. Виотти). Позднее доминирующее положение в изготовлении С. в течение всего 19 в. занимали франц. мастера, в т. ч. Ф. Люпо и Д. Пеккат. Широко известны С., изготавливавшиеся Ж. В. Вильомом (нек-рые его С. сделаны из пустых стальных трубок, окрашенных под цвет фернамбука). Совершенны работы его помощника и последователя Ф. Н. Вуарена. Позднее во Франции выдвинулись мастера А. Ж. Лами, И. А. Виньерон, Э. Сартори, в Великобритании - Дж. Додд, Дж. Табс и семейство Хилл, в Германии - Л. Бауш, К. Гримм, X. и А. Нюрнбергеры и др., в Нидерландах - Ван дер Меер, в США - Ч. Алберт и Д. Флехтер, в России - H. P. Киттель, завоевавший своими С. всемирную известность. До 1914 теорией конструкции С. занимался рус. мастер М. А. Нетыкса, к-рый сам создал ряд С. Из сов. мастеров известны П. Н. Летунов, А. М. Токарев и особенно Л. А. Горшков, изготавливающий прекрасные смычки, часто с колодкой из слоновой кости.

Литература: Гинзбург Л., История виолончельного искусства. Виолончельная классика, т. 1, М., 1950; его же, Джузеппе Тартини, М., 1969; Кузнецов К., Ямпольский И., Арканджело Корелли (1653-1953), М., 1953; Струве В. A., Процесс формирования виол и скрипок, М., 1959; Витачек E. P., Очерки по истории изготовления смычковых инструментов, М., 1964.

Б. В. Доброхотов

реклама

вам может быть интересно

Тальянка Музыкальные инструменты
Унисон Термины и понятия

рекомендуем

смотрите также

Либретто Опера, вокал, пение
Акустика музыкальная Термины и понятия
Контрданс Музыкальные жанры
Григ Эдвард Биографии
Нюанс Термины и понятия
Дастан Музыкальные жанры
Фугато Термины и понятия
Пастурель Музыкальные жанры
Условность Балет и танец
Звукозапись Термины и понятия

Реклама