Молдавский балет

Хореографический фольклор молдавского народа очень богат. В молдавских танцах сохранились черты античной танц. культуры. В то же время в них отразилась многовековая история молд. народа. Народные танцы оказали влияние на развитие молдавского национального балета, вошли как составной элемент во мн. спектакли.

Проф. танц. искусство в Молдавии начало складываться лишь в сов. время. В 1936 при Молд. хоровой капелле была организована хореографич. группа, которая в 1945 выделилась в Ансамбль нар. танца Молд. ССР (с 1958 "Жок").

Танцы занимали значит. место в спектаклях Молд. драм. театра, созданного в 1933 в Тирасполе (с 1939 - Молд. муз.-драм. театр). В спектакле "Гайдуки" (1937) исполнялись развёрнутые сцены молд., укр. и вост. танцев (балетм. З. П. Злобин). Здесь же в 1938 был поставлен первый молд. нац. балет "Старинная повесть" Полякова (балетм. Ю. М. Сидоренко). В 1950-х гг. танцы широко использовались в муз. комедиях. В 1948 силами хореографич. группы муз.-драматич. театра и оперной студии при консерватории были пост. балеты "Барышня-крестьянка" Асафьева и "Мирандолина" Василенко (оба - балетм. Г. В. Перкун). В 1952 при Муз. училище им. Няги было организовано Отделение нар. танца, воспитанники которого принимали участие в спектаклях муз.-драматич. театра. Впоследствии они вошли в состав труппы Молд. театра оперы, балета и драмы им. А. С. Пушкина, созданного в 1955 на основе Молд. муз.-драм. театра. В 1957 он разделился на Молд. театр оперы и балета и Молд. муз.-драм. театр им. А. С. Пушкина. Первый спектакль балетной труппы - "Бахчисарайский фонтан"(1957, балетм. А. И. Проценко).

В первые годы работы театр уделял большое внимание созданию нац. спектаклей. В 1960 были пост. балеты "Рассвет" Загорского (балетм. В. А. Варковицкий) - о борьбе молд. народа за свободу и воссоединение Бессарабии с Сов. Союзом и "Сломанный меч" Лазарева (балетм. С. В. Дречин и Н. В. Данилова) - на историч. сюжет.

В 60 - нач. 70-х гг. были созданы новые балеты: "Поэмы о любви" на муз. Грига, Чайковского, Равеля (1960), "Весенние воды" на муз. Рахманинова (1973), "Радда" Гершфельда (1974) - все балетм. Дречин; "Антоний и Клеопатра" Лазарева (1965), "Сонеты" на муз. Бриттена (1969), "Арабески" Лазарева (1970) - все балетм. М. Н. Лазарева. Репертуар театра пополнялся балетами классич. наследия: "Эсмеральда" (1961), "Лебединое озеро" (1958, 1961, 1968), "Жизель" (1963), "Спящая красавица" (1965), "Дон Кихот" (1969), "Шопениана", "Пахита" (оба - 1978). Были пост. также: "Каменный цветок" (1967); "Голубой Дунай" на муз. И. Штрауса (1963), "Барышня и хулиган" (1968), "Кармен-сюита" (1971), "Спартак" (1975) и др. Один из лучших спектаклей последних лет, созданный на сцене Молд. театра, - "Перекрёсток" Загорского (по мотивам произв. Ф. Гарсии Лорки, балетм. К. Н. Руссу, 1977).

Нек-рые балеты, созданные в Молдавии, были пост. также в др. театрах страны: "Антоний и Клеопатра" (Ленингр. Малый театр, балетм. И. А. Чернышёв; театр "Эстония", балетм. тот же; Театр им. Франко, балетм. Дречин; Новосибирский театр, балетм. А. Дементьев), "Сонеты" (Свердловский театр, балетм. Лазарева) и др.

Кадры артистов балета готовило отделение нар. танца при Муз. училище им. Няги (1952-65), с 1964 - хореографич. отделение при средней спец. Муз. школе им. Коки (Кишинёв), а с 1978 и хореографич. отделение при Муз. училище им. Няги. Мн. артисты учились и стажировались в Ленинграде, Москве, Киеве, Перми, Минске, Одессе.

Проблемы балетного театра периодически освещались в сборниках: "Рампа" (сезон 1973-1974) и "Сцена" (1974-75).

Вопросами балетного театра в республике занимается Э. А. Королёва. В молд. балете работали: Б. С. Милютин, И. М. Альтерман, Л. Ф. Худолей, К. И. Лодзейский, А. С. Кривошеин, А. И. Проценко, В. П. Тихонов, Г. А. Мелентьева, П. Н. Фесенко, П. Л. Леонарди, К. А. Осадчая, А. Л. Сердюк, Г. П. Янсон.

Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981

реклама

вам может быть интересно

Похоронный (траурный) марш Музыкальные жанры
Авангардизм Течения в искусстве

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Концертмейстер Термины и понятия
Церковный звукоряд Церковная музыка
Хота Музыкальные жанры
Тальянка Музыкальные инструменты
Дайра Музыкальные инструменты
Розетка Музыкальные инструменты
Benedictus, бенедиктус Церковная музыка
Пастораль Музыкальные жанры
Battu, баттю Балет и танец

Реклама

Категории словаря

балет и танец, национальные культуры

просмотры: 2937
добавлено: 14.07.2011



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть