Африканская музыка

Категории словаря

На территории Африки распространены музыкальные культуры различного исторического и этнического происхождения. Почти каждое племя и каждый народ имеет свою муз. культуру, самобытный муз. стиль. Под А. м. обычно подразумевается муз. культура афр. народностей, живущих к югу от Сахары, для к-рых характерны общность муз. языка, музыкального инструментария, закономерностей ладовой системы, ритмики и т.п.

Муз. фольклор афр. народов обладает стойкостью традиц. элементов, чему в большой мере способствовали религиозные тайные об-ва. Они оказывали существенное влияние на обществ. и социальную жизнь, из поколения в поколение подчиняя молодых людей строгим канонам племенных обычаев. Старейшие представители племени обучали молодёжь обрядовым песням и танцам, а также игре на различных музыкальных инструментах.

Муз. профессионализм восходит к древнейшему периоду истории Африки. Процесс развития муз. культуры активизируется в ср. века с возникновением на территории Африки ряда раннеклассовых образований рабовладельч. и феодального характера. Среди этих возникавших и распадавшихся гос-в - Гана, Мали, Сонгаи, Канем-Борну, гос-ва хауса в Судане, гос. образования Конго, Буганда, Мономотапа и др. По свидетельствам араб. путешественников, при дворцах правителей этих гос-в имелись оркестры, певцы и танцовщики.

Во мн. странах Зап. Африки большой популярностью пользовались гриоты (каста сказителей, певцов, поэтов, музыкантов). Нек-рые из них жили в семьях вождей, прославляли ратные подвиги, мудрость и щедрость своих хозяев, славные дела их предшественников. Другие бродили по деревням, участвовали в разл. празднествах. В песнях, исполняемых под аккомпанемент какого-либо струн. инструмента, они рассказывали историю своего народа, его легенды и мифы, воспевали героев. (В 20 в. гриотами стали называть всех, кто поёт, играет на муз. инструментах.)

Развитие А. м. происходило во взаимодействии с др. муз. культурами. В начале 7 в. арабы, проникнув в Африку из Аравии, принесли сюда свою культуру, язык и религию. Почти все народы Сев. Африки восприняли ислам, он получил широкое распространение в северных р-нах территорий совр. гос-в Ганы, Гвинеи, Нигерии, Берега Слоновой Кости, Того, Дагомеи, Либерии, а также в Кении и Занзибаре. В муз. культуре народов, оказавшихся под непосредств. влиянием арабов, произошли значит. изменения: полиритмия ансамблей барабанов уступила место одноплановому ритмич. развитию, струн. инструменты выдвинулись на первый план по сравнению с ударными, на смену пению открытым естеств. звуком пришла назальная (от англ. - nasal) вокализация. Африканцы переняли у арабов нек-рые муз. инструменты: дуфф (бубен), лютню, 2-струн. смычковый ребаб, нек-рые разновидности арф, цитр, флейт и мн. другие. Однако в юж. р-нах тропич. Африки арабы не смогли полностью ассимилировать культуру местных народов. Их музыка - это своеобразный сплав, в к-ром афр. элементы превалируют над арабскими. Огромные р-ны Африки оказались вообще вне сферы араб. влияния.

В меньшей степени, но довольно значительным было воздействие индонез. культуры (предки индонезийцев поселились на Мадагаскаре 10-15 тыс. лет тому назад), о чём свидетельствуют многочисл. памятники материальной культуры Мадагаскара, в т. ч. и муз. инструменты, напр., ксилофон. Сравнительный анализ ладов индонез. и афр. ксилофонов показывает, что эти лады или совпадают, или незначительно отличаются друг от друга. Индонезийцы принесли с собой нек-рые разновидности цитр, в т. ч. своеобразный муз. инструмент - валиха, а также ряд шумовых и дух. инструментов.

В дальнейшем в развитии А. м. появились новые тенденции, связанные с историей европ. народов. В 15 в. Португалия открыла эпоху работорговли в Африке. Вслед за Португалией сюда проникают др. европ. гос-ва. В 15-18 вв. африканцы заимствовали нек-рые европ. муз. инструменты. Напр., народы, живущие на побережье Зап. Африки, усвоив бондарство, вместо выдалбливания барабанов целиком из ствола дерева, стали делать их из отдельных досок.

В 70-80-х гг. 19 в. афр. континент был поделён между Англией, Германией, Францией, Испанией, Португалией, Бельгией, Италией. Колонизаторы осуществляли жестокую экспансию в области экономики, идеологии, они подавляли развитие культуры, в т. ч. и музыкальной, к-рая была одной из немногих форм проявления афр. самосознания. Нередко проводниками экспансионистской политики выступали миссионеры. Они преследовали афр. музыку, песни, танцы, но, приспосабливаясь к местным условиям, были вынуждены идти на компромисс: разрешали исполнять церк. гимны на афр. напевы, изменять тексты религ. песнопений, использовать во время богослужения афр. нар. инструменты, вплоть до барабанов. Вначале афр. нар. музыку в религиозные обряды вводили европейцы, затем это стали делать сами африканцы, сочинявшие мотивы и гимны в стилях, характерных для их племён и народов. В кон. 19 - сер. 20 вв. широкой известностью в Юж. Африке пользовался глава секты Назаретской баптистской церкви И. Шембе, сочинивший ок. 200 песен и гимнов на собств. стихотворные тексты. В основе этих произв. - традиционный зулусский муз.-поэтич. фольклор.

Несмотря на влияние европ. церк. музыки на пар. вок. музыку африканцев, последняя в своей основе оставалась африканской. Воздействие европ. музыки не ограничивалось областью церкви (позднее европ. музыка всё чаще стала звучать в виде маршей, модных песенок), оно приводило к изменению афр. мелодики, гармонии, ритма. Этот процесс характерен в основном для афр. городов, в сельских же местностях (т. е. в подавляющей части Африки) он незначителен и проследить его труднее.

Богат афр. инструментарий. Основу его составляет группа ударных инструментов, среди к-рых выделяются перепончатые ударные и прежде всего барабаны: без резонаторов, котлообразные и цилиндрические с мембраной, цилиндрические с 2 мембранами. Наиболее древнего происхождения - барабаны без резонаторов, имеющие примитивное устройство (шкура животного, высушенная на солнце, прикрепляется к столбикам, вбитым в землю). У бушменов и готтентотов встречается простейший вид котлообразного барабана с мембраной (бамбуковый или деревянный кувшин наполняется небольшим количеством воды, верх его затягивают вымоченной в воде бараньей шкурой). У народов банту Юж. и Центр. Африки распространён котлообразный барабан нгома и его разновидности (гома, ндугу, мунсианди и т.д.). Многочисленны барабаны народов банту: барабаны-фартуки без резонаторов - фумбо, кенгере; котлообразные - атенус; цилиндрич. с одной мембраной - эмидири. Самый большой по размеру барабан - омубала, самый длинный - энгалаби (цилиндрич. формы, с колокольчиками). В семействе нигерийских барабанов имеются: большие котлообразные (целиком из мягкого пальмового дерева), подвешиваемые на шею цилиндрич. барабаны с одной мембраной, цилиндрич. в виде песочных часов с 2 мембранами.

К группе ударных относятся также муз. инструменты, источником звука к-рых служат деревянные или металлич. пластинки. Среди них - один из наиболее любимых после барабанов язычково-щипковый удар. инструмент санса, имеющий многочисл. наименования на разных афр. языках (мбира, калимба, нданди, нжари и т.д.). Широко распространён ксилофон (балафон). Только в Юж. Африке насчитывается более 50 его разновидностей. Афр. ксилофон имеет вид прямоугольного каркаса с прикреплёнными к нему 15-22 дерев. пластинками разл. размеров, под к-рыми находятся резонаторы - тыквенные или глиняные сосуды. Африканцы применяют в оркестре инструменты, создающие ритмич. фон (погремушки, трещотки, колокольчики). Погремушки и трещотки изготовляют из плодов баобаба или тыквы, наполненных камешками или семенами. Эти инструменты прикрепляют к лодыжкам или потряхивают ими, держа в руках. Иногда функцию погремушек выполняют юбки из тростника (колышущийся во время танца тростник создаёт своеобразный шумовой ритмич. эффект). Танцоры подвешивают также к поясу или к лодыжкам колокольчики. Часто встречается двойной колокольчик, настроенный в определённый интервал.

Широко представлена у африканцев группа дух. инструментов. Древнейшие дух. амбушюрные инструменты - рога, изготовляющиеся из полых рогов животных, а также из древесины, кости, камыша или металла. Размеры и звучание их разнообразны. Очень популярна флейта. Она встречается у всех народов, но различается по размерам, материалу, форме и наименованиям - моротвана, касба, киба, нура, фалала, шукра и др. Трубы африканских народов сходны по форме, но различаются размерами и материалом (тыква, рога животных, слоновые клыки, дерево и др.).

Один из самых древних афр. струн. инструментов - муз. лук. Этот щипковый инструмент представляет собой гибкую палку, к обоим концам к-рой прикреплена струна. Конец лука закапывают в землю, служащую резонатором. Большим пальцем и мизинцем правой руки музыкант играет на единственной струне. Иногда к луку присоединяют до 3 струн, что позволяет извлечь неск. звуков. К группе струнных принадлежит арфа. Она имеет деку, покрытую змеиной или львиной кожей. Количество струн варьируется; у народов Гвинеи, Мали, Сенегала популярен многострунный (часто 21-струнный) инструмент - кора. К щипковым струнным инструментам принадлежат также: мбет (разновидность музыкального лука), лютня, гитара, лира и др.

Кроме того, в Африке распространены инструменты, занимающие промежуточное положение между определ. группами или совмещающие качества 2 групп. Таков струн.-дух. инструмент гура - гибкий лук с натянутой струной, к к-рой прикреплена плоская планка из страусового пера (колебания планки вызывают вибрацию струны). Сильно вдувая воздух в отверстие, проделанное в планке, а также пощипывая струну или постукивая по ней, музыкант заставляет её звучать.

Музыка афр. народов отличается разнообразием жанров и их непрерывным развитием. Складываются новые танц. песни. Изменяется, хотя и не столь интенсивно, церемониальная и культовая музыка. Наиболее разнообразные я развивающиеся жанры - трудовые, героич., колыбельные, лирич. песни.

Афр. лады состоят из неск. устоев и образующихся вокруг них "проходящих" звуков, скользящих на 1/4 или даже меньшую долю тона. Возникновение этих ладов зависит от способности исполнителя менять опорные звуки и варьировать интервалы внутри ладов. Распространена у народов Африки пентатоника, известны также гекса- и гептатонические звукоряды. Каждая этнич. группа имеет определённые лады. Своеобразие А. м. заключается в осн. в её ритмич. структуре, зачастую очень сложной. Ритм отличается высокоразвитыми формами полиметрии, к-рая особенно ярко проявляется в ансамблевом исполнении. Ритмич. сложность А. м. можно наблюдать на примере ансамбля барабанов. В каждом афр. оркестре имеется неск. барабанов, совместное их звучание создаёт характерный для А. м. "перекрёстный ритм" - полиритмию, когда одновременно сочетается неск. ритмов с неоднородным количеством временных долей в такте. При исполнении афр. песни возникает неск. ритмич. линий, имеющих свой рисунок, свои несовпадающие акценты: ритмы вок. мелодии, хлопанья в ладоши, барабанов и др. инструментов. Благодаря несовпадению акцентов всех этих ритмических рисунков создаётся эффект синкопирования.

В мелодике афр. песен превалируют нисходящие ходы. Мелодическое движение неразрывно связано с речью. Мн. афр. языки - тональные (имеют 3, 5 и даже 7 тонов), в речи слышны постоянные повышения и понижения тона. Нередко звуковысотное интонирование текста точно соответствует мелодии песни, что обусловлено общностью их выразит. задач. Так, если интонирование текста состоит из НВНВН (где H - низкий, а В - высокий тон), то мелодич. линия песни придерживается того же рисунка и последовательности интервалов.

Для вок. исполнения африканцев характерны неопределённость диапазонов, короткое глиссандо, специфич. тембр голоса, высокий фальцет, выкрики, импровизация. Типичен приём антифонной переклички между солистом и хором или между двумя хорами: хор может повторять всю строфу солиста или только припев, или одна половина хора "отвечает" другой. Простейшая форма афр. песни - 2-частная фраза, каждая часть к-рой исполняется поочерёдно солистом и хором. Солист может варьировать текст песни, её мелодию, тогда как партия хора остаётся неизменной (обе части повторяются неск. раз в разных звуковысотных комбинациях), в др. случаях солирующая партия не изменяется. Используя такую технику, африканцы создают песни, состоящие из 6, 8 и более частей (путём повторений, изменения последовательности или в ведения новых элементов). В А. м. господствует одноголосие, но распространено и многогол. хор. пение с параллельным ведением голосов (в терцию, кварту, квинту); существует также гетерофония, полифония.

Развитие совр. афр. муз. культуры неотделимо от историч. процессов, происходящих в Африке после 2-й мировой войны 1939-45. В странах, где к власти пришли более радикальные представители нац.-освободит. движения, культура рассматривается как важный рычаг идеологич. развития, как показатель роста нац. самосознания. При Организации африканского единства создана спец. комиссия по вопросам просвещения и культуры. Проблемы духовной культуры (в т. ч. музыкальной) являются предметом обсуждения мн. конференций, конгрессов.

На 1-м Междунар. конгрессе негр. писателей и деятелей культуры (1956, Париж) была принята резолюция о необходимости глубокого изучения афр. культур. На 2-м конгрессе (1959, Рим) работала комиссия по иск-ву, занимавшаяся и муз. проблемами. Междунар. симпозиум по афр. культуре (1961, Ибадан) затронул вопросы о развитии нар. музыки, об её роли в проф. культуре, об использовании фольклора, о подготовке музыкантов. 1-й Междунар. конгресс африканистов (1962, Аккра) поставил важнейшие вопросы: единство и многообразие А. м., пути её развития, соотношение совр. и традиционного, изучение А. м., методы обучения и т.д. 1-й Всеафр. фестиваль иск-ва (1966, Дакар) продемонстрировал достижения афр. муз. культуры и способствовал её развитию.

Для совр. муз. жизни Африки характерно появление новых муз. форм. Этот процесс связан с социальными и политич. переменами, происшедшими в Африке за последние два десятилетия: рост городов, промышленности, усиление миграц. процессов из деревень в города, из отсталых в экономич. отношении р-нов в более развитые, контакты с Европой (мн. афр. студенты получают образование в др. странах, в т. ч. в СССР), научно-техническая революция (радио, кино, телевидение). Новые музыкальные формы создаются на основе нар. А. м., но с использованием европ. гармонии и инструментария (особенно совр. дух. инструментов, гитары). Такое сочетание народного и европейского характерно для стиля хайлаф (этот термин обозначает также манеру танца, популярного во мн. странах Африки).

В сложных условиях развивается афр. культура в ЮАР. Афр. артистам приходится бороться против сегрегации и расизма, за предоставление им сцены, конц. площадок. По расистским законам ЮАР на спектаклях и представлениях запрещается присутствовать одновременно африканцам и белым. Лишь немногим африканцам удаётся получить муз. образование.

Афр. муз. культура неотделима от развития т-ра. Театр. музыка в Африке возникла на основе синкретич. характера традиц. афр. иск-ва, выросшего из сельских празднеств, культовых и бытовых обрядов, религ. церемоний, уходящих корнями в глубокую древность. Совр. афр. т-р находится в стадии становления и ещё не везде приобрёл самостоятельность, он тесно связан с др. видами иск-ва. В спектаклях широко используется фольклор - нар. песни, танцы, муз. инструменты. Наибольшее распространение получили муз. нар. драма, фольклорный балет. В Гане, Нигерии, Сьерра-Леоне распространился жанр муз. нар. драмы, возникший на основе традиц. сюжетов, песен, танцев и музыки. Делаются попытки придать этим спектаклям совр. форму. Одна из первых драм - "Кикункор" (1934) сьерра-леонского комп. А. Дафара (сам выступал на сцене как певец и танцор) была показана на нью-йоркской сцене, передавалась по амер. радио, получила высокую оценку Л. Стоковского. В Сенегале, Гвинее, Мали и др. франкоязычных афр. странах наряду с драмой развивается фольклорный балет; пантомима и танец вождаются нар. музыкой, исполняемой на традиц. афр. инструментах. Эта форма балета зародилась в 30-е гг. 20 в в школе У. Понти (Дакар), учащиеся к-рой приезжали из разл афр. колоний Франции. Они использовали в спектаклях фольклор своих стран. Впоследствии на этой основе возникли фольклорные балеты. В 1961 многочисл. сенегальские балетные труппы, состоящие из артистов-любителей, были объединены в Национальный балет Сенегала, получивший известность в странах Европы. Совр. южноафр. оперы приближаются к таким произв., как "Порги и Бесс" Гершвина. Их мелодич. и ритмич. богатство основывается на широком применении песен и танцев, а также муз. инструментов народов Юж. Африки. Многие афр. муз-танц. коллективы (из Алжира, Ганы, Гвинеи и др.) гастролировали в разл странах, в т. ч. в СССР.

Первые проф. композиторы Ганы - Э. Аму, К. Нкетия, Ф. Гбехо, Дж. Боатенг. Среди композиторов-профессионалов Нигерии - Ф. Саванда (создатель первой нигерийской симфонии "Свобода", посв. провозглашению независимости Нигерии), А. Банколе (автор кантаты "Йоруба", сюиты для фп. "Нигерия", песен и др.), С. Акробот (среди его сочинений - сюита "Нигериана"), А. Юба, В. Эчезона и др. Среди эфиопских композиторов - К. И. Негуссе, А. М. Бегго-Соу и др. Среди композиторов Вост. Африки выделяются: угандиец Дж. Кьягамбидва и танзаниец С. Мбуши.

В совр. Африке создаются проф. муз уч. заведения. Почти во всех независимых странах Африки возникли центры муз. культуры, к-рые, наряду со сбором фольклора, организуют ансамбли песен и танцев, осуществляют постановки муз спектаклей.

Интенсивно развивается муз. культура в странах Зап. Африки (Гана, Нигерия, Сенегал и др.). Музыкой занимаются в высших уч. заведениях, в т. ч. в Ин-те по изучению Африки при ун-те Ганы (в ин-те организованы студенч. симф. оркестр и хор). В странах Вост. Африки эти процессы идут медленнее, т. к. данные страны вступили на путь независимою paзвития позднее и их экономич. уровень не позволяет им уделять должное внимание развитию муз. культуры.

В столице Кении - Найроби силами европейских музыкантов создана Восточноафр. консерватория (однако процент африканцев, окончивших консерваторию, пока невелик).

Литература: Быстров Б., О музыке абиссинцев, в кн.: Долганев Е. Е., Страна эфиопов (Абиссиния), СПБ, 1896 (прилож. 1-32); Переверзев Л., Антология африканской народной музыки, "СМ", 1959, No 11; его же, Африканская симфония, "СМ", 1964, No 4; его же, К проблеме изучения музыкальной культуры народов Африки, в сб.: Музыка народов Азии и Африки. Сост. и ред. В. С. Виноградов, М., 1969, с. 186-201; Голден Л. О., Говорящие барабаны, "СМ", 1964, No 4; её же, Перспективы народного театра, "СМ", 1966, No 12; её же, Традиции и перспективы развития музыкальной культуры народов Азии и Африки, "Народы Азии и Африки", 1972, No 3; Конен В., Пути американской музыки, M., 1965; Нкетия К., Наши традиции, "СМ", 1966. No 12; Михайлов Дж., Кобищанов Ю., Удивительный мир африканской музыки, в кн.: Африка еще не открыта, М., 1967; Виноградов В. С., Музыка Гвинеи, M., 1969.

Л. О. Голден
Музыкальная энциклопедия под редакцией Ю. В. Келдыша. 1973–1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Израильская музыка Национальные культуры

рекомендуем

смотрите также

Форе Габриель Биографии
Тюйдук Музыкальные инструменты
Четвертитоновая система Термины и понятия
Церковный звукоряд Церковная музыка
Рапсодия Термины и понятия
Полутон Термины и понятия
Немецкая музыка Национальные культуры
Брюссель Города
Металлофоны Музыкальные инструменты
Бриндизи Опера, вокал, пение

Реклама