Глазунов. Симфония No. 3

Symphony No. 3 (D-dur), Op. 33

Александр Константинович Глазунов. Портрет работы Ильи Репина

Центральным произведением переходного периода в творчестве Глазунова является Третья симфония, посвященная Чайковскому, что было не просто данью уважения к старшему мастеру, тепло, хотя и не без доли критицизма отнесшегося к сочинениям своего молодого коллеги, но и свидетельством той частичной «смены вех», которая происходила в творческой ориентации Глазунова.

В музыке симфонии, написанной в период 1888–1890 годов, заметно стремление к обобщенности тематизма, освобождению его от конкретных жанровых признаков, впервые проявляющееся уже в таких ранних сочинениях композитора, как элегия «Памяти героя» или «Лирическая поэма», одобрительно встреченная Чайковским. Но достигнуть достаточного внутреннего единства композитору не удалось, и новое соседствует в симфонии с традиционно «кучкистским». Усиление лирического начала, связанное с влиянием Чайковского, сказалось на характере темы главной партии в первой части симфонии с ее плавно развертывающейся певучей мелодией, поддерживаемой простым гармоническим аккомпанементом.

В то же время тема несет на себе печать типично глазуновской краткости дыхания: дальнейшее ее развитие осуществляется за счет перемещения в разные регистры, передачи другим инструментам, общего изменения оркестровой фактуры.

Лучшие в симфонии по свежести и яркости материала две средние части — легкое стремительно проносящееся скерцо мендельсоновского типа с остроумной игрой оркестровых тембров и особенно сосредоточенное патетическое Andante, в котором критика находила черты, близкие Скрябину. В насыщенных хроматическими тяготениями вступлении и среднем разделе Andante можно услышать некоторые «скрябинизмы», но в целом она ближе к Вагнеру (Римский-Корсаков говорил об отголосках вагнеровского «Тристана» в этом Andante) и таким страницам творчества Римского-Корсакова, как, например, сцена таяния Снегурочки. К прекрасным образцам мелодического вдохновения надо отнести широкую элегическую тему Andante, проникнутую сдержанным, но глубоким скорбным чувством.

Несколько надуманным и суховатым представляется финал, в котором композитор пользуется уже привычным для него приемом ритмического видоизменения тем и контрапунктирования их коротких отрезков. В целом симфония лишена стилистического единства и отражает то состояние раздвоенности и колебаний в выборе своего пути, которое испытывал Глазунов во время работы над ней.

Ю. Келдыш

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Композитор

Александр Глазунов

Год создания

1890

Жанр

симфонические

Страна

Россия

просмотры: 2766
добавлено: 03.08.2014



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть