Брамс. Соната для кларнета и фортепиано No. 1

Clarinet Sonata, Op. 120, No. 1 (f-moll)

Композитор
Год создания
1894
Дата премьеры
07.01.1895
Жанр
Страна
Германия
Иоганнес Брамс / Johannes Brahms

Соната для кларнета и фортепиано No. 2

Создание Сонаты для кларнета и фортепиано № 1 фа минор было связано с неожиданным поворотом в творческой жизни Иоганнеса Брамса. В 1890 г. пятидесятисемилетний композитор решает отказаться от дальнейшего сочинения музыки: он уже создал немало произведений, заслуживших любовь публики, достиг славы, а впереди – старость, которая всегда несет постепенное угасание… Не будут ли его новые творения уступать своим предшественникам, не разочаруют ли они публику, столько лет восхищавшуюся произведениями Брамса? Такой требовательный к себе творец, каким был Брамс, не желал рисковать – кроме того, в таком возрасте следует задумываться не только о земных делах… Композитор уже занимался составлением завещания, когда произошла судьбоносная встреча с кларнетистом-виртуозом Рихардом Мюльфельдом. Восхищенный искусством этого замечательного музыканта, Брамс в ближайшие годы создал несколько сочинений, где был задействован кларнет. Одним из таких творений стала Соната для кларнета и фортепиано № 1, которую Брамс написал в 1894 г.

Соната для кларнета и фортепиано № 1 фа минор открывается кратким «зачином», излагаемым фортепиано в октаву. Начальная фраза первой части – Allegro Appassionato – с ее решительной интонацией восходящей кварты – совпадает с началом хорала, звучащего в «Страстях по Матфею» Иоганна Себастьяна Баха, и совпадение это настолько очевидно, что нельзя не задуматься о цитировании. Но в баховском произведении эта мелодия звучит пять раз с различными текстами. Учитывая опыт Брамса в области вокальной и хоровой музыки и его внимательное отношение к выбору текстов, трудно представить, чтобы этот момент не имел для него значения в данном случае… Так какой же из вариантов мог иметь в виду композитор? Возможный ответ на этот вопрос содержится в его письмах. В одном из них, относящемся к началу 1880-х гг., Брамс признается, что в текстах Библии и Корана ему не хватает «язычества». Нечто «языческое» – то есть земное и человеческое, а не только духовное – можно усмотреть в семнадцатом номере текстом представляется еще более вероятной, учитывая другое письмо Брамса, написанное летом 1894 г. Кларе Шуман: композитор сообщает о своем желании отметить ее предстоящий день рождения исполнением этой сонаты.

Интонации хорала в главной партии, проводимой кларнетом, вступают в «диалог» с интонациями, напоминающими о другой теме, на этот раз из произведения самого Брамса, – о главной партии первой части Симфонии № 4. Все четыре темы экспозиции – и главная, и созерцательная ре-бемоль-мажорная связующая, и сумрачная, но активная побочная в духе баллады, и сурово-торжественная заключительная – объединены интонационным родством. В разработке – сравнительно короткой – вступительная тема-тезис играет весьма важную роль: она объединяется в контрапунктическом сочетании с созерцательной темой из экспозиции, она проходит в басу, становясь основой кульминационного до-диез-минорного эпизода, а потом проводится в канонической имитации в фа-диез миноре. В коде, построенной на интонациях этой темы и главной партии, усиливается лирическое начало.

Исключительной нежности и благородства чувств исполнена вторая часть – Andante un poco Adagio. Первая тема изложена в простой трехчастной форме, но воспринимается как единая «бесконечная» мелодия благодаря почти полному отсутствию тоники, которая возникает лишь в конце темы, что не вполне типично для Брамса. Диатоническая секвенция усложняется появлением хроматизмов.

Третья часть – Allegretto grazioso – тонально объединена со второй (обе части написаны в ля-бемоль мажоре). Светлое изящество вальсовой первой темы оттеняется появлением отзвуков темы-тезиса из первой части в фа-минорном трио.

Финал сонаты – Vivace – представляет несколько тем-символов. Одну из них заключает в себе тональный план произведения: основная тональность части первой – фа минор (f), второй и третьей – ля-бемоль мажор (As), четвертой – фа мажор (F). Таким образом, тональности складываются в сочетание f-a-f, первые буквы фразы «Frei aber froh» («Свободен, но радостен»). Возникает в четвертой части и другой мотив-аббревиатура – f-a-e – «Frei aber einsam» («Свободен, но одинок»). Мотив лежал в основе посвященной Йозефу Иоахиму коллективной сонаты, над которой Брамс в молодости работал совместно с Робертом Шуманом и Альбертом Дитрихом, поскольку эта фраза была девизом скрипача, но она была близка и самому Брамсу: «Для меня f. a. e. остается символом, который, несмотря ни на что, я благословляю», – говорил композитор. Этот мотив в побочной партии чередуется с сочетанием си-бемоль – до (В-С – Брамс-Клара). Присутствуют в финале и другие музыкальные символы, связанные с Кларой Шуман: органный пункт в побочной партии (о ее «слабости к органным пунктам» Брамс упоминает в одном из писем), трель, предшествующая заключительным аккордам (по признанию композитора, в трелях образ Клары появлялся для него «внезапно… как стигматы у святой Сесилии»). Темы-символы финала еще в большей степени, чем тема-тезис первой части, позволяют считать Сонату № 1 для кларнета и фортепиано вдохновенным посланием Брамса к Кларе Шуман.

Камерно-инструментальное творчество Брамса

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама