Александр Сергеевич Пушкин

Alexander Pushkin

Александр Пушкин, портрет работы О. А. Кипренского

Русский писатель, поэт, основоположник новой русской литературы. Поэтич. отклики П. на искусство К. Дидло, А. И. Истоминой, А. А. Лихутиной, Е. И. Колосовой свидетельствуют о его большом интересе к искусству балета, понимании им гл. особенностей рус. танца, в котором виртуозная техника сочетается с одухотворённостью, глубиной чувств. На сюжеты произв. П. пост. много балетов. Среди них: "Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника" Шольца (1821, Москва, балетм. А. П. Глушковский); "Кавказский пленник, или Тень невесты" Кавоса (1823, Петербург, Большой театр, балетм. К. Дидло); "Чёрная шаль, или Наказанная неверность" на сб. муз. (1831, там же, Глушковский); "Египетские ночи" ("Клеопатра") Аренского (1908, Мариинский театр, балетм. М. М. Фокин); опера-балет "Золотой петушок" на муз. Н. А. Римского-Корсакова (1914, парижская Опера, балетм. Фокин); "Царевна-лебедь" на муз. Римского-Корсакова к опере "Сказка о царе Салтане" (1929, там же, балетм. Б. Ф. Нижинская); "Золотая рыбка" Минкуса (1867, Петербург, Большой театр, балетм. А. Сен-Леон); "Бахчисарайский фонтан" (1934, Театр им. Кирова, балетм. Р. В. Захаров); "Цыганы" Василенко (1937, Моск. художеств. балет под рук. В. В. Кригер, балетм. Н. С. Холфин); "Кавказский пленник" (1938, Ленингр. Малый театр, балетм. Л. М. Лавровский; Большой театр, балетм. Р. В. Захаров); "Сказка о попе и о работнике его Балде" (1940, Ленингр. Малый театр, балетм. В. А. Варковицкий); "Барышня-крестьянка" (1946, Большой театр, балетм. Р. В. Захаров); "Каменный гость" Асафьева (1946, спектакль Ленингр. хореографич. училища, на сцене Театра им. Кирова, балетм. Л. В. Якобсон); "Медный всадник" (1949, Театр им. Кирова, балетм. Р. В. Захаров); "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях" Дешевова (на темы А. К. Лядова; 1949, Ленингр. Малый театр, балетм. А. Л. Андреев и Б. А. Фенстер); "Станционный смотритель" Петрова (1956, спектакль Ленингр. хореографич. училища, на сцене Театра им. Кирова, балетм. Ю. Воронцов, М. М. Михайлов); "Граф Нулин" Асафьева (1959, Центр. студия телевидения, балетм. В. А. Варковицкий); "Пиковая дама" на муз. П. И. Чайковского (1960, Монте-Карло, балетм. С. Лифарь; 1978, труппа Марсельский балет, балетм. Р. Пти); "Пиковая дама" на муз. Прокофьева (1968, Ленингр. Камерный балет, балетм. Боярчиков; 1973, новая ред. под назв. "Три карты", Пермский театр, балетм. тот же); "Я помню чудное мгновенье" на основе произв. М. И. Глинки (1962, Театр оперы и балета, Казань, балетм. И. Смирнов); "Онегин" на муз. П. И. Чайковского, в аранжировке К. Х. Штольце (1965, Штутгарт, балетм. Дж. Кранко; возобн. 1976, М. Хайде, Королевский шведский балет); "Царь Борис" на муз. С. С. Прокофьева (1975, Пермский театр, балетм. Боярчиков; 1978, новая ред., Ленингр. Малый театр, балетм. тот же). В 1979 в Театре им. Кирова пост. вокально-хореографич. симфония "Пушкин" Петрова.

Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981

реклама

вам может быть интересно

Франц Шрекер Композиторы

Публикации

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Дата рождения

06.06.1799

Дата смерти

10.02.1837

Профессия

писатель

Страна

Россия

просмотры: 3226
добавлено: 14.07.2011



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть