Джованни Паизиелло

Giovanni Paisiello

Джованни Паизиелло (Giovanni Paisiello)

Дж. Паизиелло принадлежит к тем итальянским композиторам, дарование которых ярче всего раскрылось в жанре оперы-buffa. С творчеством Паизиелло и его современников — Б. Галуппи, Н. Пиччинни, Д. Чимарозы — связан период блестящего расцвета этого жанра во второй половине XVIII в. Начальное образование и первые музыкальные навыки Паизиелло получил в коллегии иезуитов. Большая часть его жизни прошла в Неаполе, где он учился в консерватории San Onofrio у Ф. Дуранте — известного оперного композитора, наставника Дж. Перголези и Пиччинни (1754-63).

Получив звание помощника учителя, Паизиелло преподавал в консерватории, а свободное от занятий время посвящал сочинению. К концу 1760-х гг. Паизиелло — уже известнейший в Италии композитор; его оперы (преимущ. buffa) с успехом ставятся в театрах Милана, Рима, Венеции, Болоньи и др., отвечая вкусам достаточно широкой, в том числе и самой просвещенной публики.

Так, известный английский музыкальный писатель Ч. Берни (автор знаменитых «Музыкальных путешествий») высоко отзывался об услышанной в Неаполе опере-buffa «Козни любви»: «...Музыка мне очень понравилась; она была полна огня и фантазии, ритурнели изобиловали новыми пассажами, а вокальные партии — такими изящными и простыми мелодиями, которые запоминаются и уносятся с собой после первого же прослушивания или могут быть исполнены в домашнем кругу маленьким оркестром и даже, за неимением другого инструмента, клавесином».

В 1776 г. Паизиелло отправляется в Петербург, где без малого 10 лет служит придворным композитором. (Практика приглашения итальянских композиторов давно сложилась при императорском дворе, предшественниками Паизиелло в Петербурге были прославленные маэстро — Б. Галуппи и Т. Траэтта.) Среди многочисленных опер «петербургского» периода — «Служанка-госпожа» (1781), новая интерпретация сюжета, полвека назад использованного в знаменитой опере Перголези — родоначальнице жанра buffa; а также «Севильский цирюльник» по комедии П. Бомарше (1782), на протяжении нескольких десятилетий пользовавшийся огромным успехом у европейской публики. (Когда молодой Дж. Россини в 1816 г. вновь обратился к этому сюжету, многие расценили это как величайшую дерзость.)

Оперы Паизиелло ставились и при дворе, и в театрах для более демократической аудитории — Большом (Каменном) в Коломне, Малом (Вольном) на Царицыном лугу (ныне Марсово поле). В обязанности придворного композитора входило также и создание инструментальной музыки для придворных празднеств и концертов: в творческом наследии Паизиелло 24 дивертисмента для духовых инструментов (некоторые имеют программные названия — «Диана», «Полдень», «Заход солнца» и т. п.), клавирные пьесы, камерные ансамбли. В петербургских духовных концертах исполнялась оратория Паизиелло «Страсти Христовы» (1783).

Вернувшись в Италию (1784), Паизиелло получил место композитора и капельмейстера при дворе короля Неаполитанского. В 1799 г., когда войска Наполеона при поддержке революционно настроенных итальянцев свергли в Неаполе монархию Бурбонов и провозгласили Партенопейскую республику, Паизиелло занимает пост директора национальной музыки. Но уже через полгода композитор отстранен от должности. (Республика пала, король вернулся к власти, капельмейстеру предъявлено обвинение в измене — вместо того, чтобы во время беспорядков последовать за королем в Сицилию, он перешел на сторону мятежников.)

Тем временем из Парижа пришло заманчивое приглашение — возглавить придворную капеллу Наполеона. В 1802 г. Паизиелло приехал в Париж. Однако его пребывание во Франции не было продолжительным. Равнодушно встреченный французской публикой (написанные в Париже опера-seria «Прозерпина» и интермедия «Камилетта» не имели успеха), он уже в 1803 г. вернулся на родину. Последние годы композитор жил замкнуто, уединенно, сохраняя связи лишь с самыми близкими друзьями.

Более чем сорокалетний творческий путь Паизиелло был наполнен чрезвычайно интенсивной и многообразной деятельностью — он оставил более 100 опер, оратории, кантаты, мессы, многочисленные произведения для оркестра (напр., 12 симфоний — 1784) и камерные ансамбли. Крупнейший мастер оперы-buffa, Паизиелло поднял этот жанр на новую ступень развития, обогатил приемы комедийной (нередко с элементом острой сатиры) музыкальной характеристики персонажей, усилил роль оркестра.

Поздние оперы отличает разнообразие ансамблевых форм — от простейших «дуэтов согласия» до больших финалов, в которых музыка отражает все сложнейшие перипетии сценического действия. Свобода в выборе сюжетов, литературных источников отличает творчество Паизиелло от многих его современников, работавших в жанре buffa. Так, в знаменитой «Мельничихе» (1788-89) — одной из лучших комических опер XVIII в. — черты пасторали, идиллии переплетаются с остроумной пародией и сатирой. (Темы из этой оперы легли в основу фортепианных вариаций Л. Бетховена.) Традиционные приемы серьезной мифологической оперы высмеиваются в «Воображаемом философе». Непревзойденный мастер пародийных характеристик, Паизиелло не обошел вниманием даже глюковского «Орфея» (оперы-buffa «Обманутое дерево» и «Мнимый Сократ»). Композитора привлекают и модные в то время экзотические восточные сюжеты («Вежливый араб», «Китайский идол»), а «Нина, или Безумная от любви» носит характер лирической сентиментальной драмы. Творческие принципы Паизиелло во многом были восприняты В. А. Моцартом, оказали сильнейшее воздействие на Дж. Россини. В 1868 г., уже на склоне лет, прославленный автор «Севильского Цирюльника» писал: «В одном парижском театре как-то был представлен „Цирюльник“ Паизиелло: жемчужина безыскусных мелодий и театральности. Он завоевал огромный и вполне заслуженный успех».

И. Охалова


Сочинения:

оперы — Болтун (Il сiarlone 1764, Болонья), Китайский идол (L’idolo cinese, 1766, пост. 1767, т-р «Нуово», Неаполь), Дон Кихот (Don Chisciotte della Mancia, 1769, т-р «Фьорентини», Неаполь), Артаксеркс (1771, Модена), Александр в Индии (Alessandro nelle Indie, 1773, там же), Андромеда (1774, Милан), Демофонт (1775, Венеция), Мнимый Сократ (Socrate immaginario, 1775, Неаполь), Ниттети (1777, Петербург), Ахилл на Скиросе (Achille in Sciro, 1778, там же), Алкид на распутье (Alcide al bivio, 1780, там же), Служанка-госпожа (La serva padrona, 1781, Царское село), Севильский цирюльник, или Тщетная предосторожность (Il barbiere di Siviglia ovvero La precauzione inutile, 1782, Петербург), Лунный мир (Il mondo della luna, 1783, Каменный т-р, Петербург), Король Теодор в Венеции (Il re Teodoro in Venezia, 1784, Вена), Антигон (Antigono, 1785, Неаполь), Пещера Трофония (La grotta di Trofonio, 1785, там же), Федра (1788, там же), Мельничиха (La molinara, 1789, там же, первонач. ред. — Любовь с препятствиями, или Маленькая мельничиха, L’arnor contrastato о sia La molinara, 1788), Цыгане на ярмарке (I zingari in fiera, 1789, там же), Нина, или Безумная от любви (Nina о sia La pazza per amore, 1789, Казерта), Покинутая Дидона (Di-done abbandonata, 1794, Неаполь), Андромаха (1797, там же), Прозерпина (1803, Париж), Пифагорейцы (I pittagorici, 1808, Неаполь) и др.; оратории, кантаты, мессы, Те Deum; для оркестра — 12 симфоний (12 sinfonie concertante, 1784) и др.; камерно-инструментальные ансамбли, в т.ч. посв. великой кн. Марии Фёдоровне Raccolte di vari Rondeau e capricci con L’accompagnamento di violino per il p. fte, composte espressamente per S. A. I. La Granduchessa di tutte le Russie, и др.

реклама

вам может быть интересно

Золтан Пешко Дирижёры

Произведения

Публикации

Главы из книг

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Дата рождения

09.05.1740

Дата смерти

05.06.1816

Профессия

композитор

Страна

Италия

просмотры: 6071
добавлено: 04.12.2010



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть