Мариан Андерсон

Marian Anderson

Контральто афро-американки Мариан Андерсон завораживает рядом уникальных черт. В нем, наряду с потрясающим вокальным мастерством и блестящей музыкальностью, присутствуют совершенно необычайное внутреннее благородство, проникновенность, тончайшее интонационное и тембровое богатство. Его отрешенность от мирской суеты и полное отсутствие самолюбования создают впечатление 'истечения' какой-то божественной благодати. Поражает также внутренняя свобода и естественность звукоизвлечения. Слушаешь ли в исполнении Андерсон произведения Баха и Генделя или негритянские спиричуэлс, сразу возникает волшебное медитативное состояние, которому нет аналогов...

Мариан Андерсон родилась в одном из цветных кварталов Филадельфии, в 12-ти летнем возрасте лишилась отца, воспитывалась матерью. Уже с ранних лет у нее проявились певческие способности. Девочка пела в церковном хоре одной из баптистских церквей Филадельфии. О своих трудных жизненных и певческих 'университетах' Андерсон подробно рассказывает в автобиографической книге 'Господи, что за утро' (1956, Нью-Йорк), фрагменты которой опубликованы в 1965 году в нашей стране (Сб. 'Исполнительское искусство зарубежных стран', М., 1962 г.).

После учебы у известного педагога Джузеппе Богетти (среди его учеников Ж.Пирс), а затем в вокальной студии Ф. Ла Форжа (воспитавшего М.Таллей, Л.Тиббетта и других известных певцов) Андерсон дебютирует на концертной эстраде в 1925 году, впрочем, без особого успеха. После победы на певческом конкурсе, организованном Нью-Йоркским филармоническим оркестром, Национальная ассоциация негритянских музыкантов предоставляет возможность молодой артистке продолжить учебу в Англии, где ее талант был замечен знаменитым дирижером Генри Вудом. В 1929 году Андерсон дебютирует в Карнеги-холле. Однако расовые предрассудки мешали певице заслужить всеобъемлющее признание американской элиты. Она вновь уезжает в Старый свет. В 1930 в Берлине начинаются ее триумфальные европейские гастроли. Мариан продолжает совершенствовать свое мастерство, берет ряд уроков у известной малеровской певицы мадам Шарль Кайе. В 1935 году Андерсон выступает с концертом на Зальцбургском фестивале. Именно там ее мастерство привело в восторг Тосканини. В 1934-35 гг. она посещает СССР.

В 1935 году, по инициативе Артура Рубинштейна в Париже происходит знаменательная встреча Мариан Андерсон с великим импресарио, выходцем из России, Солом Юроком (настоящее имя уроженца Брянщины - Соломон Гурков). Он сумел пробить брешь в менталитете американцев, использовав для этого Мемориал Линкольна. 9 апреля 1939 года 75 000 человек у мраморных ступеней Мемориала внимало пению великой певицы, ставшей с этих пор символом борьбы за расовое равноправие. С тех пор принимать у себя Мариан Андерсон почитали за честь президенты США Рузвельт, Эйзенхауэр, позднее Кеннеди. Блестящая концертная карьера артистки, в репертуаре которой были вокально-инструментальные и камерные произведения Баха, Генделя, Бетховена, Шуберта, Шумана, Малера, Сибелиуса, сочинения Гершвина и многие др., завершилась 18 апреля 1965 года в Карнеги-холле. Умерла великая певица 8 апреля 1993 года в Портленде.

Лишь единственный раз за всю свою карьеру выдающаяся негритянская дива обратилась к жанру оперы. В 1955 году она стала первой негритянкой, выступившей в 'Метрополитен Опера'. Это произошло в годы директорства знаменитого Рудольфа Бинга. Вот как он сам описывает этот знаменательный факт:

'Появление госпожи Андерсон - первой в истории театра негритянской певицы, исполнительницы главных партий, на сцене 'Метрополитен' - это один из тех моментов в моей театральной деятельности, которыми я более всего горжусь. Я хотел это сделать, начиная с первого года моего пребывания в 'Метрополитен', но только в 1954 году у нас появилась подходящая партия - Ульрика в 'Бале-маскараде', - требующая мало действия и, следовательно, немногочисленных репетиций, что важно для артистки, чрезвычайно занятой концертной деятельностью, причем для этой партии было не так существенно, что голос певицы уже не находился в расцвете.

И при всем этом ее приглашение оказалось возможным только благодаря счастливой случайности: на одном из приемов, устроенных Солом Юроком для балета 'Сэдлерс Уэллс', я сидел возле нее. Мы тут же обсудили вопрос об ее ангажементе, и все было устроено в течение нескольких дней. Попечительский совет 'Метрополитен Опера' не фигурировал в числе тех многочисленных организаций, которые прислали свои поздравления, когда эта новость стала известна...'. 9 октября 1954 года газета 'Ньй-Йорк таймс' извещает читателей о подписании контракта театра с Андерсон.

А 7 января 1955 года состоялся исторический дебют великой американской дивы в главном театре Соединенных Штатов. В премьере принимал участие ряд выдающихся оперных певцов: Ричард Такер (Ричард), Зинка Миланова (Амелия), Леонард Уоррен (Ренато), Роберта Питерс (Оскар). За дирижерским пультом стоял один из крупнейших дирижеров 20 века Димитриос Митропулос.

Е. Цодоков

реклама

вам может быть интересно

Кара Караев Композиторы

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Дата рождения

27.02.1897

Дата смерти

08.04.1993

Профессия

певица

Тип голоса

контральто

Страна

США

просмотры: 4071
добавлено: 04.12.2010



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть