Россини. «Музыкальные вечера»

Soirées musicales

История создания

Джоаккино Россини (Gioachino Rossini)

Решение 37-летнего Россини, находившегося на вершине славы, прекратить оперную деятельность после постановки в 1829 году его 39-й оперы огорчило обожавших его парижан. И когда 6 лет спустя парижский издатель опубликовал сборник из 8 ариетт и 4 дуэтов под названием «Музыкальные вечера», любители музыки обрадовались возвращению Россини к творчеству. Композитор действительно продолжал творить («пишу потому, что не могу поступать иначе»), однако к опере больше не обращался. «Музыкальные вечера» сразу завоевали успех и породили различные обработки: Лист написал 2 виртуозные фантазии для фортепиано на темы четырех песен, а позже обработал для фортепиано и весь цикл; Вагнер оркестровал последний дуэт и сам им продирижировал.

Все номера «Музыкальных вечеров» сочинены на итальянские тексты. 4 из них принадлежат Пьетро Метастазио (1698—1782) — самому знаменитому итальянскому либреттисту XVIII века. Его творения считались образцовыми и привлекали внимание композиторов чуть ли не всех стран Европы. Написав первую драму в 14 лет, Метастазио в 31 стал придворным поэтом австрийского императора и более полувека, до самой смерти прожил в Вене. Большая часть «Музыкальных вечеров» (5 ариетт и 3 дуэта) создана на стихи современника Россини графа Карло Пеполи (1796—1881). Член Болонской академии изящных искусств, поэт и политический деятель, он принимал участие в борьбе итальянцев за освобождение, занимал крупные посты во время восстания 1831 года, а после его разгрома жил изгнанником в Париже. Пеполи создал несколько либретто итальянских опер, самая известная из них — «Пуритане» Беллини, считавшего, что у Пеполи «красивый стих, и он легко пишет».

Музыка

«Музыкальные вечера» не образуют единого цикла с последовательным развитием сюжета. Номера объединены общим беззаботным настроением, ощущением радости жизни, присущим стилю Россини. Даже в тех редких песнях, где текст Метастазио печален — речь идет о жестокости возлюбленной («Упрек»), о разлуке любящих («Отъезд»), — музыка сохраняет светлый колорит. Как и в операх Россини, широко представлены жанры бытовой музыки, их ритмы, фактура аккомпанемента, мелодические обороты. Встречаются обозначения: баркарола, канцонетта, тирольская песня, серенада; несколько номеров представляют собой танцы: болеро, тарантелла, застольная в ритме вальса. Формы обычно просты — куплетные, строфические, трехчастные, а вокальная партия достаточно виртуозна — с трелями, пассажами, каденциями — и требует настоящего оперного мастерства.

№6, «Альпийская пастушка», с подзаголовком «Тирольская песня», воспроизводит необычную манеру пения (йоделирование) с возгласами и скачками, присущую наивно-безмятежным напевам, распространенным в горах Швейцарии и Австрии. №8, «Неаполитанская тарантелла» — танец с кружащейся мелодией инструментального склада, несущийся в головокружительном темпе. №9, дуэт «Венецианская регата» — один из наиболее развернутых номеров сборника, рисующий красочную картину гонок гондольеров, всеобщее радостное возбуждение и азарт. Другой большой дуэт, №12, «Моряки», воспевающий мужество в борьбе со стихией и судьбой, — единственный номер, где возникают контрастные образы. Не случайно он предназначен для мужских голосов, один из которых бас, что придает звучанию суровую и мужественную окраску.

А. Кенигсберг

реклама

вам может быть интересно

Чайковский. «Гамлет» Симфонические

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Композитор

Джоаккино Россини

Год создания

1835

Жанр

вокальные

Страна

Италия

просмотры: 5727
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть