Оперетта Кальмана «Цыган-премьер»

Der Zigeunerprimas

Оперетта Имре Кальмана в трёх действиях.
Либретто Ю. Вильгельма.

Первое представление состоялось 11 октября 1912 года.

Содержание излагается по русскому тексту М. Янковского и В. Эренберга.

Действующие лица:

Пали Рач, старый цыган-музыкант (баритон); Лачи Рач, его сын (тенор); Сари, его дочь (сопрано); Юлишка, его племянница (сопрано); граф Гастон Ирини (тенор); Кадо, его опекун; графиня Ирини; Пьер, лакей; Фекете, цыган (бас); Мустари; Эстрагон; цыгане, гости графа, слуги.

Действие происходит в Венгрии в Париже в конце XIX века.

Имре Кальман / Imre Kálmán

Одна из ранних оперетт Кальмана «Цыган-премьер» знаменует собой новую тенденцию в развитии этого жанра. «Я пробовал в моей новой оперетте несколько отойти от излюбленного танцевального жанра, предпочитая помузицировать от чистого сердца», — говорил композитор по поводу «Цыгана-премьера». В этом своем произведении он стремился не только развлекать, но волновать, трогать людей своим искусством. С искренней симпатией, непосредственностью чувства рисует Кальман цыган-музыкантов.

В отличие от подавляющего большинства оперетт, содержание спектакля составляет не только любовный конфликт. Больше того, в центре оказывается столкновение разных точек зрения на искусство, на профессионализм и вдохновение, проблема преемственности музыкальных традиций и взаимоотношений между разными поколениями, а любовные коллизии лишь оттеняют этот основной конфликт. Музыка «Цыгана-премьера» отличается разнообразием, свежестью и обаянием. Наряду с вальсом, давно ставшим традиционным, в оперетте звучат и простодушные песенки, и развернутые скрипичные соло, основанные на венгерско-цыганских напевах, в финалах актов появляются масштабные ансамблевые и хоровые сцены. Об этом композитор писал: «...я намерен придать большую роль хору, который в последние годы привлекался только как вспомогательный элемент и для заполнения сцены. В качестве образца я использую нашу опереточную классику, в которой хор был нужен не только для того, чтобы спеть в финалах «Ха-ха-ха» и «Ах», но и принимал большое участие в действии».

Первое действие

Гостиная в доме старого Пали Рача. Еще недавно прославленный скрипач, покорявший весь мир исполнением цыганских мелодий, теперь Пали Рач на отдыхе. Но без любимого искусства он не мыслит жизни и сейчас учит своих малолетних детей и маленьких соседей играть на скрипке.

Наступает время обеда, и Рач отпускает учеников. Они с шумом разбегаются, а в комнату входит его старшая дочь Сари с едой. Рач удивлен: обычно ее приносит Юлишка. Сари объявляет отцу, что Юлишка больше не будет приходить: всем ясно, что старый дядя питает к ней отнюдь не родственные чувства, и это возмущает многих. Юлишке всего девятнадцать, и она родная племянница старого Рача, которому пора уже угомониться! Печально и задумчиво звучит ария Рача «Дни весны умчались вдаль». Но Юлишка все-таки пришла, она принесла дяде пачку писем. Среди них письмо от графа Ирини, пламенного поклонника цыгана-скрипача. Граф сообщает, что приедет сегодня навестить своего кумира. Рач пытается объясниться в любви, но Юлишка переводит все в шутку. Все же по просьбе старика она целует его, и как раз в это время входит Лачи. Юлишка убегает, а между отцом и сыном происходит тяжкое объяснение.

Из поколения в поколение в роду Рачей все мужчины становились музыкантами. Их имя славилось, но ни один из них не знал даже начатков нотной грамоты. Они играли по слуху, как подсказывало им сердце, и передавали свое искусство от отца к сыну. Лачи нарушил эту традицию. Он учился в Парижской консерватории, изучал там всякие музыкальные науки. Играет он совсем не так, как отец, и старику кажется, что у сына просто нет таланта. Ему нельзя брать скрипку в руки! Вошедшая Сари разряжает обстановку известием о прибытии графа Ирини. Мужчины уходят переодеться, а девушку окружают прибежавшие из сада младшие братья и сестры. Сари поет им простую песенку о принцессе, которая не хотела выходить замуж, дети увлеченно подхватывают припев. Затем они разбегаются, а Сари, задумавшись, не замечает, как вошли гости. Лишь поцелуй графа, которому очень понравилась юная красавица-цыганка, выводит девушку из раздумья. Рассерженная, она убегает, а появившийся сразу вслед за тем Рач Пали радостно приветствует графа. Гастон хочет, чтобы Рач выступил в Париже, в его дворце. Рач отказывается. Давным-давно, когда ему было семнадцать лет, он давал концерты в Париже. Он пользовался тогда бешеным успехом, в него влюбилась молодая аристократка. Узнав об этом, родители увезли девушку, а скрипач дал слово больше никогда не выступать в Париже. Слова этого он не нарушит.

Юлишка приглашает всех в столовую, а сама задерживается в гостиной. Сюда приходит и Лачи. Он печален, и виною тому не только ссора с отцом: Лачи любит Юлишку и ревнует... Он садится за рояль и поет девушке только что сочиненный романс «Звени, чудесный хор, лети к вершинам гор». В его лирическую мелодию вплетаются реплики Юлишки, а затем возникает их дуэт «Все мечты — только ты, лишь ты». Сцену прерывает граф, вбежавший в поисках чернил: он не потерял надежды заставить Рача подписать контракт. Сюда же приходит и Сари. Их дуэт «День воскресный наступает» — веселый, с зажигательным танцевальным ритмом. Возвращается из столовой и Рач. Он по-прежнему отказывается ехать, и Лачи предлагает вместо него свои услуги. Старый цыган возмущен. Их новое объяснение (дуэтная сцена) заканчивается разрывом. Лачи навсегда покидает отцовский дом.

Гостиную заполняют цыгане. Они пришли с веселым пением и присоединяются к уговорам Гастона. «Друг мой, старость не причина», — поет Фекете. И все подхватывают его слова. Пали в растерянности. Он просит принести скрипку и начинает играть... Воскресла душа скрипача. Он едет.

Второе действие

В парижском особняке графа Ирини большой бал. Здесь должен выступить Рач. Он приехал с Юлишкой и Сари. Гости восторженно встречают музыканта. Его ария «Часто выбор был тяжел», в которой он воспевает свою скрипку, — увлекательный, красивый вальс.

Улучив момент, Юлишка с плачем рассказывает Сари, что согласилась стать женой Пали Рача: она слишком многим обязана ему и не посмела отказаться! Сари решает все уладить. Успокоив Юлишку, она убегает. Вскоре появляется Лачи. Он служит в оркестре графа Ирини дирижером. Лачи объясняется в любви. Их дуэт «Ты так внезапно скрылся» разнообразен по настроениям. Сказав, что она обручена с другим, Юлишка уходит.

Гастон, которого Сари весьма неприветливо встретила в своей деревне, теперь делает вид, что не замечает ее. Сари скучает в обществе приставленного к ней старого опекуна графа Ирини Кадо. Она жалуется на одиночество, а место Кадо незаметно занимает граф. Сари продолжает жаловаться, и Гастон целует ее. Дуэт «Я как будто в дивном сне» объединяет влюбленных. Они танцуют, входят Юлишка и Лачи, за ними с веселым пением гости, ожидающие выступления Рача Пали. Но старого цыгана нигде не могут найти, и Гастон просит играть Лачи. Он исполняет сочиненный им романс, Юлишка тихо подпевает. Входит Рач. Ему по-прежнему не нравится игра сына, хотя успех Лачи бесспорен: «Стар я стал, и потому я вкусов новых не пойму». Рач хочет примириться с сыном. Граф предлагает и ему выступить, но старый скрипач отказывается, не желая мешать успеху сына. Его ария — вальс «Мой старый Страдивари, твой голос вечно юн». Но дерзкая реплика: «Что это, зависть или тщеславие» — задевает его за живое. Рач берет скрипку, начинается соло — цыганская импровизация. Музыкант увлечен исполнением и не замечает, как постепенно пустеет зал. Гостям не нравится «устаревшее цыганское пиликанье». Когда Рач заканчивает выступление, вокруг — никого. «Вот и конец, жизнь моя позади», — горько звучит мелодия вальса.

Третье действие

Кабинет в особняке Ирини. В гостях у Гастона его бабушка, старая графиня Ирини. Лакей докладывает о приходе Рача Пали. Невесел старый цыган. Вот уже месяц прошел с того печально памятного бала. За этот месяц Рач дал несколько концертов, но успеха не было... И он пришел, чтобы продать Гастону свою скрипку — инструмент работы прославленного Страдивари. А потом он женится на Юлишке и найдет новое счастье. Рассерженный такими речами граф выбегает из кабинета, а Рач в графине Ирини узнает свою первую возлюбленную. Старая аристократка высмеивает намерение цыгана жениться на молоденькой племяннице. Она быстро разбирается во всех сердечных делах, приказывает Юлишке выйти замуж за Лачи, а Гастона женит на Сари. Рач считает, что жизнь его кончена. Он пытается бросить в огонь свою драгоценную скрипку, но, одумавшись, дарит ее сыну.

Л. Михеева, А. Орелович

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Композитор

Имре Кальман

Дата премьеры

11.10.1912

Жанр

оперетты и мюзиклы

Страна

Венгрия

просмотры: 973
добавлено: 04.08.2016



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть