Свиридов Георгий

Категории словаря
Георгий Васильевич Свиридов / Georgy Sviridov

Творческий портрет Свиридова
Список сочинений Свиридова

Свиридов Георгий (Юрий) Васильевич (р. 3(16) XII 1915, г. Фатеж, ныне Курской области) — советский русский композитор, пианист и музыкально-общественный деятель. Народный артист СССР (1970). Герой Социалистического Труда (1975). Депутат Верховного Совета РСФСР 7-го, 8-го и 9-го созывов. Секретарь CK СССР (1962-74), 1-й секретарь CK РСФСР (1968-1973).

Родился в семье почтового служащего. Начальное музыкальное образование получил в муз. школе Курска (1929-1932), в 1932-36 учился в 1-м Ленингр. муз. техникуме у И. А. Браудо (фп.) и М. А. Юдина (композиция). В 1936 поступил в Ленингр. консерваторию (класс П. Б. Рязанова), с 1937 до окончания консерватории (1941) занимался у Д. Д. Шостаковича. С 1956 живёт в Москве. Дебютировал в 1935 циклом романсов на сл. А. С. Пушкина, в к-рых выявились характерные черты индивидуального стиля Свиридова — яркий мелодизм, гармонич. свежесть, простота фактуры. В ряде произв. 40-х гг. проявилось сильное влияние творчества Шостаковича. Вок. поэма «Страна отцов» на сл. А. С. Исаакяна (1950) и цикл песен на сл. Р. Бёрнса (1955) — первые произв. зрелого периода творчества Свиридова; дальнейшие сочинения композитора поставили его в ряд выдающихся мастеров сов. музыки.

Гл. тема творчества Свиридова — Родина, её история, судьбы, жизнь народа. В крупнейших эпич. произв. — вок.-симф. «Поэме памяти Сергея Есенина» (1956) и «Патетической оратории» (1959, сл. В. В. Маяковского) показан рус. народ в переломный момент истории — накануне Окт. революции 1917 и в революц. период. В символических образах раскрыты величие нар. духа и высота нравств. идеалов. Поэтические картины родной земли предстают в лирич. образах «Маленького триптиха» для симф. оркестра (1964), кантаты «Деревянная Русь» (сл. С. А. Есенина, 1964) и «Весенней кантаты» (сл. Н. А. Некрасова, 1972), в многочисл. песнях и хорах на слова рус. поэтов. В вок. циклах «Слободская лирика» (сл. А. А. Прокофьева, 1938), «У меня отец — крестьянин» (сл. Есенина, 1956), «Петербургские песни» (сл. А. А. Блока, 1969) даны меткие зарисовки повседневной нар. жизни, образы простых людей во всём богатстве их внутреннего мира и разнообразии психологических состояний.

Центр. место в творчестве Свиридова занимает вок. музыка, опирающаяся на поэтич. слово. Героем ряда его произв. является Поэт — проповедник и трибун, от лица к-рого ведётся муз. повествование. Тема Поэта, его рождение, судьба, предназначение — одна из ведущих тем Свиридова, проходящая через всё его вок. творчество. Свиридов по-новому раскрыл облик мн. поэтов: Есенина — как великого нац. художника революц. эпохи, Блока — как эпич. поэта и одноврем. продолжателя демократич. традиций Некрасова. Свиридову удалось найти муз. эквивалент новаторской поэзии В. В. Маяковского, в к-рой он услышал не только ораторское начало и острые маршевые ритмы, но и широкую кантилену торжеств. гимнов. Одним из первых Свиридов «распел» стихотворную речь В. В. Хлебникова («Юным», 1965) и Б. Л. Пастернака (маленькая кантата «Снег идёт», 1965).

Свиридов существенно обновил, а частично и преобразовал традиц. вок. и вок.-симф. жанры — ораторию, кантату, романс, хор. песню, введя в них элементы картинности, «театрального действа», притчи, революц. лубка и плаката, ритмодекламации и др. Он создал и собств. жанровые разновидности вок. музыки: вок.-симф. поэму ораториального типа, многочастную камерную вок. поэму, «маленькую кантату», совр. хор. концерт без слов. «Курские песни» (1964) — пример построения кантатного цикла на основе оригинальной совр. обработки и разработки фольклорных напевов.

В области инстр. музыки Свиридова наиболее значительны — фп. трио (1945), соната (1944) и 2 партиты для фп. (1947), «Альбом пьес для детей» (1948), музыка для камерного оркестра (1964). Близко по своему стилю к вок. творчеству Свиридова орк. соч. «Маленький триптих» (1964), в к-ром оркестр трактован как инстр. хор. Широкое распространение получили также орк. сюита «Время, вперёд!» (1965) и «Метель» (муз. иллюстрации к одноим. повести А. С. Пушкина, 1974). Свиридов продолжает и развивает опыт рус. классиков и прежде всего М. П. Мусоргского, обогащая его завоеваниями иск-ва 20 в. Он обращается к древним обрядовым попевкам, старинному канту, знаменному распеву и одноврем. к музыке совр. гор. улицы, революц. и сов. массовой песне.

В произв. зрелого периода Свиридов отказывается от сквозной разработки тем. Цельность формы цикла достигается посредством чередования неск. образов-символов, объединённых вокруг одного — центрального и скреплённых обобщающей идеей. Этот метод, роднящий музыку с живописью, связан, с одной стороны, с композицией рус. иконы («житие»), с др. — перекликается с исканиями ряда совр. мастеров сов. изобразит. иск-ва. Ладовые основы музыки Свиридова разнообразны. Он использует мажоро-минор, пентатонику и нар. лады с переменными функциями, в т.ч. «курский лад» (целотонный тетрахорд), полиладовость и политональность, сопоставления функциональной аккордики с сонорными звучаниями. В орк. письме Свиридова преобладает аккордовая, ритмич. или педальная фактура; полифония встречается реже. Осн. функции оркестра — красочный фон и динамика. Большую роль играют разнообразные — «колокольные» звучания.

Музыка Свиридова отмечена серьёзностью мысли, этич. возвышенностью, глубиной постижения нац. характеров, естественностью и индивидуальной неповторимостью муз. языка, впитавшего интонации и ритмы живой совр. речи. Новизна и самобытность соединяются в стиле Свиридова с отточенной и изысканной простотой — результатом строгого отбора и максимальной экономии выразит. средств. В соч. 60-х — нач.. 70-х гг. — Концерте памяти А. А. Юрлова (1973), хорах из музыки к драме A.. К. Толстого «Царь Фёдор Иоаннович» (1973) и др. образцах хор. лирики Свиридова усилилась тенденция к сосредоточенности настроений и лаконичности формы.

Произведения Свиридова многократно исполнялись за рубежом, их грамзаписи удостоены премий во Франции. Свиридов — автор статей по актуальным вопросам муз. творчества. Ленинская пр. (1960). Гос. пр. СССР (1946, 1968).

Литература:

Сoxop A., Г. В. Свиридов, Л., 1956; его же, Георгий Свиридов, М., 1964, 1972; его же, Традиции и новаторство в творчестве Свиридова, в сб.: Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 10, Л., 1971; его же, Большой художник современности, «СМ», 1975, No 12; Друскин М., Вокальные циклы Г. Свиридова, в сб.: Советская музыка. Статьи и материалы, вып. 1, М., 1956; то же, в его кн.: История и современность. Статьи о музыке, Л., 1960; Тактакишвили О., О музыке Г. Свиридова, «СМ», 1957, No 9; его же, Певец русского поэтического слова, «СМ», 1975, No 12; Xубов Г., Мужание таланта. Вокальные поэмы Г. Свиридова, в его кн.: О музыке и музыкантах. Очерки и статьи, М., 1959; Кремлёв Ю., О «Патетической оратории» Г. Свиридова, «СМ», 1960, No 4; Полякова Л., Вокальные циклы Г. В. Свиридова, М., 1961; её же, Некоторые вопросы творческого стиля Г. Свиридова, в сб.: Музыка и современность, М., 1962; её же, «Курские песни» Г. Свиридова, М., 1970; Шостакович Д., К 50-летию Г. Свиридова, «СМ», 1965, No 12; Цендровский В., О гармонии Свиридова, в сб.: Музыка и современность, вып. 5, М., 1967; Кабалевский Д., Маяковский входит в мир музыки. О «Патетической оратории» Г. Свиридова, «МЖ», 1968, No 2; Евдокимова Ю., Поэт России, «СМ», 1968, No 6; Полякова Л., Николаев A., «Петербургские песни» Г. Свиридова, там же, 1970, No 5; Георгий Свиридов. Сб. статей, М., 1971; Элик М., «Поэма памяти Сергея Есенина» Г. Свиридова, М., 1971; Раабен Л., Инструментальное творчество Свиридова 30-40-х гг., в сб.: Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 10, Л., 1971; Живов В., «Патетическая оратория» Г. Свиридова, М., 1973; Сохoр A., Элик M., Песни о России. (Блок в творчестве Г. Свиридова), в кн.: Блок и музыка, Л.-М., 1974; Леденёв Р., Музыка Свиридова в Малом театре, «СМ», 1974, No 9; Pерсон Д., Г. В. Свиридов. Нотобиблиографический справочник, М., 1974; Рубин В., Георгий Свиридов, «МЖ», 1975, No 23; Ильина С., «Курские песни» Свиридова и некоторые особенности его стиля, в сб.: Вопросы теории музыки, вып. 3, М., 1975; Чайковский Б., Георгий Свиридов, «Театр», 1976, No 6.

A. H. Coxop
Музыкальная энциклопедия под редакцией Ю. В. Келдыша. 1973–1982 гг.

Список сочинений Свиридова

реклама

вам может быть интересно

Танзанийская музыка Национальные культуры
Диалог музыкальный Термины и понятия

Персоналии

рекомендуем

смотрите также

Литургия Церковная музыка
Регистр Термины и понятия
Каватина Термины и понятия
Испанская музыка Национальные культуры
Таджикская музыка Национальные культуры
Таиландская музыка Национальные культуры
Амвросианское пение Церковная музыка
Opus, опус Термины и понятия
Черногорская музыка Национальные культуры
Ирландская музыка Национальные культуры

Реклама