Куплет

франц. couplet

Раздел (часть) песни, включающий одну строфу поэтич. текста и одно проведение мелодии (напева). К. повторяется далее с новыми строфами текста точно или с какими-либо изменениями. В результате образуется т.н. куплетная форма, к-рая лежит в основе строения большинства нар. песен мн. стран, а также мн. произведений проф. музыки, относящихся к песенному жанру. Периодич. муз. структура соединяется в куплетной форме с постоянным обновлением текста, порой сочетающимся с периодич. возвратами к одной и той же строфе - припеву. В этом случае куплет делится на два раздела - запев и припев. Очень распространено исполнение запева солистом, а припева хором (или первый раз солистом, а затем хором). Куплет структуры запев-припев чаще всего образует простую двухчастную форму (пример - Гимн Советского Союза). Встречается и форма периода неповторного строения; в этом случае запев образует 1-е, а припев - 2-е его предложение, во мн. случаях повторяющееся (пример - революц. песня "Смело, товарищи, в ногу!").

Музыка К. при повторении может меняться. В рус. нар. песне, напр., нек-рым изменениям может подвергаться как мелодия, так и сопровождающие её подголоски. Это связано с импровизац. природой нар. исполнения. Песня при исполнении каждый раз как бы создаётся заново, и каждый исполнитель вносит в её создание долю своей личной инициативы. В проф. музыке изменения в куплетах могут быть трёх видов: варьирование сопровождения без изменения мелодии (пример - песня Варлаама "Как во городе то было во Казани" из оперы Мусоргского "Борис Годунов"; оркестр здесь отмечает характерные особенности содержания каждой строфы текста): варьирование мелодии, соответствующее развитию поэтич. сюжета, без существ. изменений в сопровождении (пример - песня Шуберта "Гретхен за прялкой"; в каждом из 3 куплетов композитор, воплощая чувство скорби, создаёт более напряжённые по выразительности фразы, достигает более высокой кульминации, фактура же сопровождения остаётся в основном без изменений); изменения и в мелодии, и в сопровождении (пример - романс Чайковского "Я ли в поле да не травушка была"). Варьирование куплетов приводит к куплетно-вариационной форме; коренясь глубоко в толщах нар. песни, оно питает самые распространённые типы развития в музыке - вариационный и вариантный (см. Вариации).

В. П. Бобровский

реклама

вам может быть интересно

Неаккордовые звуки Термины и понятия
Вертикаль Термины и понятия

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Тарелки Музыкальные инструменты
Голосоведение Термины и понятия
Нотография Термины и понятия
Былина Музыкальные жанры
Педализация Термины и понятия
Болонья Города
Японская музыка Национальные культуры
Lent, лан Балет и танец
Форлана Музыкальные жанры

Реклама

Категории словаря

опера, вокал, пение

просмотры: 3244
добавлено: 06.06.2011



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть