Ступень

Категории словаря

нем. Stufe, Tonstufe, Klangstufe; англ. degree; франц. degre; итал. grado; др.-рус. степень

Местоположение тона (звука) как звена системы звукоряда (гаммы, строя, лада, тональности), а также сам такой тон.

Понятие "С." связывается с представлением о гамме как "лестнице" (итал. scala, нем. Leiter, Tonleiter), движение по к-рой воспринимается как переступание, т. е. скачкообразный переход от одного качества (от одного элемента) к другому (напр., с - d, d - e, е - f). Смены С. - одно из проявлений движения, развития, средствами звуковысотной структуры. Совокупность С., принадлежащих к.-л. системе, предполагает упорядоченность переходов от одной С. к другой; в этом - нек-рое сходство понятий С. и тональной функции. В гармонич. тональности в соответствии с различием между двумя осн. типами звуковысотной организации - одногол. и многогол. - под термином "С." подразумевается не только отдельный звук гаммы, но также и построенный на нём как на осн. тоне аккорд (говорят, напр., о голосоведении в последовании ступеней: V - VI). Для обозначения С. того и др. типов Г. Шенкер к традиц. записи римскими цифрами прибавил арабские:

С.-аккорд охватывает неск. С.-звуков (напр., аккорд V9 включает 5, 7, 2, 4, 6, причём переход от одной "звукоступени" к другой в рамках одной "аккордоступени" не воспринимается как изменение её общей функции, т. к. она распространена на все составляющие её "звукоступени"). В гармонич. тональности С. - местный центр (микролад; напр., на V С. 1 тяготеет в 7 вопреки осн. тяготению), подчинённый общему (С. как сублад). С понятием "С.-аккорд" связан один из наиболее распространённых методов обозначения аккордов, сущность к-рого - указание номера гармонии в ряду-гамме (функциональные обозначения, в отличие от ступенных, определяют значение аккорда в логике гармонич. процесса). В европ. музыке 17-19 вв., базирующейся на 12-ступенном акустич. строе, господствовали диатонич. в своей основе (см. Диатоника) лады - мажор и минор, допускавшие, однако, хроматизм. 12 "звукоступеней", возможных в рамках этих ладов, функционально подразделялись на 7 основных (в C-dur соответствуют белым клавишам фп.) и 5 производных (альтерированных; соответствуют чёрным клавишам); такая альтерац. хроматика - явление, вторичное по отношению к диатонич. основе (Ф. Шопен, Этюд a-moll op. 25 No 11), и лады согласно главному принципу структуры следует считать 7-ступенными. В музыке 20 в. наряду с 7-ступенностью систематически используется и 12-ступенность (натуральная хроматика и др. её виды, напр. в "Багателях" ор. 9 А. Веберна, фп. трио Э. В. Денисова). Помимо 7- и 12-ступенных систем, встречаются и иные, с меньшим количеством С. (напр., пентатоника) и с бульшим (микрохроматика с 24, 36 С.; здесь 12-ступенный ряд может функционировать как основной).

Следует различать понятия: С. и конкретное значение тона (аккорда). Так, в хроматич. системе С (dur) возможно использование звуков ces-heses-as и, с др. стороны, - eis- fis- gis- ais, однако эти конкретные значения тонов не приводят к превышению реального количества "звукоступеней" 12-тоновой хроматич. гаммы.

Литература: Авраамов A., О трезвучии 2-й ступени мажора, "Музыка", 1915, No 205, 213; Глинский М., Хроматические знаки в музыке будущего, "РМГ", 1915, No 49; Горковенко A., Понятие ступени и проблема строя, "СМ", 1969, No 8; Albersheim G., Die Tonstufe, "Mf", 1963, Jahrg. 16, H. 2. См. также лит. при ст. Гармония, Лад, Тональность, Звуковая система, Диатоника, Хроматизм, Микрохроматика, Пентатоника, Строй, Темперация.

Ю. Н. Холопов

реклама

вам может быть интересно

Швейцарская музыка Национальные культуры
Переложение Термины и понятия

рекомендуем

смотрите также

Бельгийская музыка Национальные культуры
Французская музыка Национальные культуры
Новаторство Термины и понятия
Наигрыш Термины и понятия
Реперкуссия Термины и понятия
Тунисская музыка Национальные культуры
Корнет Музыкальные инструменты
Coda, кода в балете Балет и танец
Дублин Города
Запись танца Балет и танец

Реклама