Киевский распев

Южнорусская ветвь знаменного распева. Формировался, по-видимому, на территории Украины в эпоху феодальной раздробленности Руси. Интонационными основами К. р. являлись нар. муз. язык и традиции песнетворчества. К. р. подчинён системе осмогласия, мелодика его состоит из попевок терцово-квартового строения, укладывающихся в диатонич. звукоряд. Техника композиции К. р. сводилась к построчному распеванию текста. Фонд попевок К. р. значительно меньше фонда попевок знаменного распева. Мелодии его короче и проще в ритмич. отношении, в них отсутствует вариантная разработка попевок, но более ясно выступает ощущение тонич. устойчивости.

Рукопись конца 17-начала 18 вв. Ленинградская духовная академия, No 228/Р, листы 52 (оборот) и 53.

В К. р. заметнее разграничение на речитативные и распевные участки, отд. фразы текста часто повторяются, чего нельзя встретить в распевах новгородско-московской ветви знаменного пения.

В Москве К. р. появился и стал быстро распространяться в 17 в. благодаря культурным связям Киева с Москвой, усилившимся после воссоединения Украины с Моск. гос-вом. Воспринятые песнопения К. р. были изложены в пятилинейной квадратной нотации, к-рая, в отличие от крюкового письма, была названа в Москве киевским знаменем. В моск. печатных книгах 2-й пол. 18 в. различаются большой и малый К. р. Малый К. р. представляет собой сокращение большого. Купюры, по-видимому, делались в связи с определившейся в то время общей тенденцией к сокращению широко распевных мелодий.

Литература: Разумовский Д., Церковное пение в России, М., 1867; Вознесенский И., О церковном пении православной греко-российской церкви. Большой знаменный напев, Киев, 1887; его же, Церковное пение православной Юго-Западной Руси по нотно-линейным ирмологам 17 и 18 вв., Киев, 1890, М., 1898; его же, Осмогласные распевы трех последних веков православной русской церкви, I. Киевский распев, Киев, 1888, М., 1898; Металлов В., Очерк истории православного церковного пения в России, Саратов, 1893, M., 1915; Преображенский A., Культовая музыка в России, Л, 1924; Успенский Н., Образцы древнерусского певческого искусства, Л., 1968, 1971; его же, Древнерусское певческое искусство, М., 1965, 1971; Скребков С, Русская хоровая музыка XVII - нач. XVIII в., М., 1969.

Н. Д. Успенский

реклама

вам может быть интересно

Орган Музыкальные инструменты
Страдания Национальные культуры

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Enchainement, аншенман Балет и танец
Ноты Термины и понятия
Бразильский балет Балет и танец
Frappe, фраппе Балет и танец
Перуанская музыка Национальные культуры
Символизм Течения в искусстве
Фантазия Термины и понятия
Древнееврейская музыка Национальные культуры
Мадригал Термины и понятия
Тарелки Музыкальные инструменты

Реклама

Категории словаря

церковная музыка

просмотры: 4315
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть