Бубен

Ударный инструмент. Узкая деревянная или (реже) металлич. обечайка в виде обруча с одной стороны затянута мембраной из кожи или пузыря, другая сторона - открытая. Диаметр Б. - 400-500 мм. Мембрана или приклеивается к обечайке, или натягивается с помощью "барашков" и винтов. На внутр. стороне обечайки подвешиваются бряцающие кольца, пластинки; у нек-рых видов Б. в прорези на штифтах вставляются маленькие металлич. "тарелочки" (рус. и укр. Б.). Б. фабричного производства, употребляемые в проф. музыке, имеют проволочные растяжки с бубенцами и колокольчиками. Б. культовые (шаманские) - значительно большего размера, круглые или овальные, с широкой обечайкой, внутри к-рой прикреплены разл. звенящие подвески, ленты и т. п. Во время игры исполнитель свободно держит инструмент в руке и пальцами, ладонью, кулаком другой руки ударяет по мембране в центре и ближе к обечайке, извлекая разл. по высоте и тембру звуки, проводит по коже увлажнённым большим пальцем правой руки, вызывая характерное вибрато, встряхивает Б., производя звон. Нар. музыканты иногда ударяют инструментом по колену, локтю, голове и т. д. На шаманских Б. звук извлекался спец. колотушкой, иногда с бряцающими кольцами. Применяют Б. как ритмич. инструмент для сопровождения танцев, сольного и хорового пения. Он входит в нар. и проф. ансамбли и оркестры.

Б. известен с древнейших времён во мн. странах. Большого совершенства иск-во игры на Б. достигло у народов Востока, где широко практикуется сольная импровизац. игра, во время к-рой воспроизводятся сложнейшие ритмические рисунки. Нац. названия Б.: дэф, дяф или габал (азерб.), даф или хавал (арм.), дайра (груз.), дойра (узб. и тадж.), дайре или дэф (иран.), тар (араб.), пандеро (испан.), баскский барабан (франц.), тамбурин (англ. и нем.) и др.

Мн. композиторы использовали Б. в своих оперных и орк. произв. для воссоздания экзотического, восточного, испан. колорита ("Пустыня" Давида, 1847; "Кармен" Бизе, 1875; "Испанское каприччио" Римского-Корсакова, 1887; "Испанская рапсодия" Равеля, 1907; "Иберия" Дебюсси, 1911, и др.).

Литература: Привалов Н. И., Ударные музыкальные инструменты русского народа, "Известия С.-Петербургского общества музыкальных собраний", 1903, октябрь - ноябрь; Новосельский A., Очерки по истории русских музыкальных инструментов, М., 1931; Беляев В. М., Музыка, в кн.: История культуры Древней Руси, т. 2, М. - Л., 1951, с. 425; Sachs С., Reallexikon der Musikinstrumente, В., 1913, Hildesheim, 1967.

К. А. Вертков

реклама

вам может быть интересно

Мехико Города
Варшава Города

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Знаменный распев Церковная музыка
Стокгольм Города
Вербункош Музыкальные жанры
Pas marche, па марше Балет и танец
Ballo, балло Балет и танец
Ашхабад Города
Трубадур Национальные культуры
Субсистема Термины и понятия
Эпиталама Музыкальные жанры

Реклама

Категории словаря

музыкальные инструменты

просмотры: 3721
добавлено: 03.06.2011



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть