Сербская музыка

Категории словаря

С. м. развивалась на основе богатых традиций муз. фольклора слав. племён (на Балканах с 7 в.); их древнее иск-во впитало черты византийской (в вост. части Сербии) и романской (в зап. части) муз. культур. Нек-рое воздействие на формирование нар. С. м. оказала также музыка мусульм. Востока (в юж. областях страны). В эпич., лирич. и обрядовых нар. песнях отразилась борьба против тур. завоевателей (15-19 вв.). Наибольшее распространение в муз. фольклоре получил героич. эпос (песни исполнялись в сопровождении гусле), а также песенно-танц. жанр коло. Для нар. песен характерен диапазон в объёме кварты или квинты, диатонич. попевки с чертами ладовой переменности, встречаются также элементы хроматики (распространённая интонация - ув. секунда); мн. мелодии богато орнаментированы. Особой красотой отличаются юж.-серб. любовные песни, т. н. севдалинки. Эпич. песням свойственны импровизац. свобода и декламационность, плясовые характеризуются прихотливыми переменными ритмами; часто используются смешанные размеры. Типично 2-гол. пение с секундовыми звучаниями (в горных р-нах) и параллельными терциями (в гор. фольклоре). Пению и танцам аккомпанируют на гусле, тамбуре (тамбурице, струн. щипковый), гайде, 1-ствольной и 2-ствольной фруле, тапане (ударный).

В ср. века возникло светское иск-во странствующих нар. музыкантов, получили развитие придв. и воен. музыка, не уступавшие по своему уровню иск-ву др. зап.-европ. стран. Однако почти 5-вековое тур. господство отрицательно сказывалось на нац. муз. иск-ве; в меньшей степени оно отразилось на формировании церк. музыки, связанной с визант. литургич. муз. жанрами и серб. нар. песней. Крупным центром ср.-век. церк. С. м. был Хиландарский монастырь на горе Афон, сохранивший значение и во время тур. владычества. Кратковременное господство Австрии (1717-39) способствовало оживлению муз. жизни в Белграде и городах Воеводины (авт. край в Югославии, в составе Сербии) - Нови-Саде, Суботице, Панчеве и др. В 18 в. культивировалась светская придв. музыка, по характеру мало отличавшаяся от придв. иск-ва др. зап.-европ. муз. центров. Возникли условия для развития нац. муз. культуры; они улучшились после нар. антитурецких восстаний 1804 и 1815 и достижения частичной независимости Сербии. Выдвигается первый серб. муз. деятель и комп. Й. Шлезингер, возглавлявший (с 1829) музицирование при дворе князя Милоша Обреновича в Крагуеваце (в те годы столица Сербии) и ставший затем руководителем муз. жизни Белграда; организовал 1-й в стране симф. оркестр, ведал (1835-36) музыкальной частью придв. "Княжевско-сербского т-ра" (любит. труппа под рук. Й. Вуйича), работал в "Т-ре на Джумруке" (1-й постоянный т-р в спец. здании в Белграде). Важный вклад в развитие муз. т-ра внёс также Н. Джуркович, музыкант-любитель (работал в 40-е гг. в Панчеве и Белграде). Шлезингер и Джуркович - создатели нац. жанра т. н. пьесы с пением ("комад с певаoeем" - серб. разновидность зингшпиля), послужившего основой для формирования серб. нац. оперы и сохранившего популярность до нач. 20 в. Деятельность этих композиторов часто приобретала политич. характер, т. к. они включали в муз. спектакли патриотич. песни, т. н. песни борьбы, в т. ч. ставшую популярной песню из их музыки к драме Й. Стерии Поповича "Сон королевича Марко" "Восстань, восстань, о серб!" (1847), к-рую называли "Сербской Марсельезой".

С сер. 19 в. очагами муз. жизни и развития проф. нац. С. м. стали хор. об-ва, деятели к-рых вели муз.-просвет. работу, открывали муз. школы и др.; первые хор. об-ва возникли в Панчеве (1838) и Белграде (1853). Основы муз. образования в Сербии заложил М. Миловук, руководитель белградского хор. об-ва, основавший при нём муз. школу (1864), где, кроме пения, обучали элементарной теории музыки, игре на скрипке и виолончели; он автор первых муз.-теоретич. трудов на серб. яз. - "Теоретические основы музыки" ("Теорички основи музике", 1866, 21874) и "Наука о музыке" ("Наука о музици", 1867). Начало развитию проф. С. м. в сер. 19 в. положил комн. К. Станкович, хор. дирижёр, фольклорист; он утвердил нац. направленность С. м. В 1869 в Белграде осн. Нац. т-р ("Народно позориште"). Дальнейшее развитие С. м. связано с разносторонней деятельностью Д. Енко (словенский музыкант, работавший с 1863 в Сербии); он был муз. руководителем белградского Нац. т-ра (1870-1902), работал в хор. об-вах Панчева и Белграда. Енко сыграл важную роль в становлении серб. нац. муз. т-ра; он автор неск. десятков "пьес с пением" (в т. ч. "Молодец", "Погоня"), 1-й серб. оперетты "Колдунья" (1882), а также симф. соч., хор. и сольных песен, музыки к историч. драме Д. Илича "Прибислав и Божана". Муз.-театр. иск-во развивалось и в др. городах, в т. ч. в Нови-Саде, где в Серб. нар. т-ре (осн. в 1864) наряду с драматическими стали ставить и муз. спектакли (руководители - дир. и комп. А. Максимович и X. Доубек).

В 60-е гг. в связи с подъёмом нац.-освободит. движения осн. новые хор. об-ва в разных городах страны (в Нови-Саде, 1860; в Бече, 1863; в Суботице, 1865; в Шабаце, 1865; в Вуковаре, 1866; в Сомборе, 1868; в Неготине, 1872; в Заечаре, 1875, и др.), мн. из которых были связаны с деятельностью молодёжной прогрессивной политич. и культ.-просвет. организации "Объединённая сербская молодёжь" ("Уjедиoeена омладина српска", 1866). Одна из форм работы этого объединения (сокращённо наз. "Омладина") и основанных им хор. об-в - т. н. Беседы - вечера, на к-рых политич. речи чередовались с декламацией и муз. номерами. Хор. об-ва способствовали распространению массовых хор. песен, ставших осн. жанром С. м. во 2-й пол. 19 в. и развивавших традиции "песен борьбы" Шлезингера и Джурковича. В 70-80-е гг. возникли первые рабочие хор. об-ва (в 1876 в Крагуеваце; в 1880 в Белграде, позднее преобразовано в об-во "Абрашевич"), церк. хор. об-во "Корнелие" (1881, с 1888 - "Станкович") и Акад. хор. об-во в Белграде (1884, с 1887 - "Обилич"). Хор. песни создавали Станкович, Енко, Й. Пачу, А. Максимович, М. Топалович, а также композиторы-чехи В. Хорейшек, Г. Хавлас, В. Главач, Р. Толингер и др., работавшие в серб. хор. об-вах и способствовавшие развитию С. м. С хор. движением и идеями "Омладины" связано творчество крупнейшего композитора кон. 19-1-й трети 20 вв. И. Маринковича, дирижёра и педагога, работавшего в Белградском хор. об-ве, в акад. хор. об-ве "Обилич", Рабочем хор. об-ве. Он автор гл. обр. массовых патриотич. песен и хоров, а также романсов (основоположник этого жанра в Сербии). Особую роль в развитии национальной муз. культуры сыграла муз.-обществ. и творч. деятельность С. Мокраняца, композитора, хор. дирижёра, педагога и фольклориста. В своих вок.-хор. произв. он с большим проф. мастерством претворил мотивы нац. фольклора, оказав решающее влияние на совр. С. м. и муз. культуру Югославии в целом. Среди его соч. выделяются хор. рапсодии "Руковеты", осн. на мелодиях разных областей Югославии, - классич. образцы С. м. Мокраняц в качестве руководителя (ок. 30 лет, с 1887) Белградского хор. об-ва способствовал расцвету хора этого об-ва (кон. 19-1-е десятилетие 20 вв.), с к-рым он (преемник Маринковича) гастролировал в разных странах (в т. ч. в России, 1896), впервые представляя С. м. за рубежом. Он организовал первый серб. струн. квартет (концертировал в 1889-93), первую среднюю муз. школу (совм. с С. Бинички и Ц. Манойловичем, "Српска музичка школа", 1899; ныне "Мокраняц"), преподавал в ней и был её первым директором; участвовал в создании Т-ва серб. музыкантов (1907). Мокраняц был первым серб. исследователем нац. муз. фольклора. Среди музыкантов Воеводины кон. 19 - нач. 20 вв. - И. Баич, основатель первого серб. муз. журн. "Српски музички лист" (1903) и муз. школы в Нови-Саде (1912; ныне его имени), нотного издания "Сербская музыкальная библиотека" и "Бесед", на муз. вечерах к-рых выступал как хор. дирижёр; он автор статей и муз. учебников, собиратель нар. мелодий; Баичу принадлежит опера "Князь Иво из Семберии" ("Кнез Иво од Семберще", 1911), основанная на фольклорных мотивах, и инстр. произв.; выделяются также его хоры и песни к драм. спектаклям.

В нач. 20 в. выдвигается композитор, дирижёр и педагог С. Бинички, чья деятельность связана с Белградом; он пост. ряд оперных спектаклей в Нац. т-ре силами отечественных исполнителей (среди дирижёров т-ра также Д. Покорни и П. Крстич), впервые выступил с серией симф. концертов в качестве рук. воен. оркестра (осн. в 1899; исполнил с хором "Станкович" 9-ю симфонию Бетховена, оратории И. Гайдна и др. выдающиеся классич. произв.), гастролировал с этим оркестром в разных странах, в т. ч. в России (1911); был дирижёром в неск. хор. об-вах, преподавал в муз. школе (основана им совм. с Мокраняцем и Манойловичем), был директором второй открытой в Белграде муз. школы "Станкович" (1911). Его опера "На рассвете" ("На уранку") - первая поставленная на серб. сцене серб. опера (1903; написанная Б. Йоксимовичем в 1901 опера "Женитьба Милоша Обилича" - "Женидба Милоша Обилипа" - не была пост.). Нац. традиции "пьесы с пением" продолжает в своём творчестве П. Крстич (преемник Енко в качестве гл. дирижёра оперных спектаклей Нац. т-ра). Среди первых орк. соч. в С. м. - произв. Бинички, Крстича и П. Стояновича (композитор, скрипач, особенно известен как автор инстр. концертов). В 1909-11 в Белграде работала также частная оперная труппа под рук. певца Савича, ставившего оперетты и оперы серб. авторов; здесь выступали В. Туринский, Ж. Савич, С. Циюкова, М. Бинички и др. солисты, к-рые пели одноврем. в Нац. т-ре.

После образования в 1918 самостоят. гос-ва (Королевство сербов, хорватов и словенцев, с 1929 Югославия) в муз. иск-ве С. начался значит. подъём. В 1920 в Белграде осн. постоянная оперная труппа при Нац. т-ре; её первый директор и дирижёр - Бинички (второй дирижёр - С. Христич). Среди солистов т-ра 1920-1930-х гг. - Э. Пинтерович, Н. Стаич, М. Йованович, Б. Нури-Хаджич, М. Бугаринович, З. Зикова, Ж. Томич, Д. Петрович, Н. и Ж. Цвеичи. Высокого художеств. уровня оперный т-р достиг в 1924-35 под рук. дир. С. Христича; среди др. оперных дирижёров - И. Брезовшек, К. Баранович, Л. Матачич, П. Милошевич, И. Бандур. Видную роль в развитии Нац. т-ра сыграли рус. артисты и режиссёры, способствовавшие также образованию самостоят. балетной труппы (1922). В репертуаре - классич. и совр. оперы (от соч. К. В. Глюка и В. A. Моцарта до соч. Л. Яначека), оперы славянских, особенно рус. композиторов (от соч. М. П. Мусоргского до соч. Д. Д. Шостаковича); выделялись пост. "Бориса Годунова" (1926; в 1936 с Ф. И. Шаляпиным), "Саломеи" Р. Штрауса (1931), "Джанни Скикки" Пуччини (1934) и "Тангейзера" (1934). Ставились также оперы всех ведущих серб. и хорв. композиторов - Бинички, Крстича, Христича, П. Конёвича, И. Зайца, Я. Готоваца, К. Одака, Й. Хатзе и др.

Значительно выросла исполнит. культура. В 1923 был осн. симф. оркестр Белградской филармонии, к-рый под упр. Й. Бандура впервые исполнил (с хором "Обилич") ряд совр. соч. (гл. обр. слав. композиторов), в т. ч. оперу-ораторию "Царь Эдип" Стравинского, кантату "Вечное Евангелие" Яначека, "Stabat Mater" Шимановского, "Восточную симфонию" с хором Й. Славенского. Кроме ранее основанных хор. об-в, работали многие новые. В 20-е гг. организованы Белградский фп. квартет, 2 струн. трио, дуэт; при Белградском ун-те осн. Коллегиум музикум (1926; рук. М. Милоевич). Среди исполнителей - певицы И. Милоевич и Е. Стаматович; пианисты Э. Хайек, О. Михаилович, Е. Ненадович, Л. Маржинец, Г. Милоевич, Д. Станисавлевич; скрипачи М. Йованович-Браца, М. Михаилович. В ряде городов открыты начальные муз. школы; в 1937 осн. Муз. академия в Белграде. Начали издаваться муз. журн. "Звук" (1932-36), "Музички гласник" (1928-34 и 1938-40).

К 20-30-м гг. относится становление серб. композиторской школы, к-рую возглавили П. Конёвич, М. Милоевич, С. Христич. Впитав достижения зап.-европ. муз. культуры, серб. композиторы создали современные по технике письма нац. произв. разных жанров - оперы (Конёвич, Христич), балеты (Христич), симф. произв., соч. для инструмента с оркестром, в т. ч. концерты (Христич, Конёвич), инстр. и вок. миниатюры (Милоевич), многочисл. хор. произв. Среди лучших муз.-сценич. произв. композиторов 20-30-х гг. в Сербии (и Югославии в целом) - муз. драма Конёвича "Коштана" (соч. 1928, пост. 1931) и балет Христича "Охридская легенда" (1933-47); им принадлежат также муз.-теоретич. и педагогич. работы, труды в области фольклористики, муз.-публицистич. статьи. Исследованиями нар. С. м. и македонского фольклора известен также К. Манойлович, автор вок. соч., следовавший традициям Мокраняца. Крупнейшим композитором был хорв. музыкант Й. Славенский (с 1924 работал в Белграде), обогативший С. м. и югославскую муз. культуру в целом своими соч. крупных симф. форм, концертами, камерно-инстр. и вок.-хор. соч. Мн. композиторы 20-30-х гг. продолжали традиции нац. муз. культуры, обращаясь к муз. фольклору; среди них - Й. Бандур, М. Вукдрагович, М. Тайчевич, С. Настасиевич, П. Милошевич и др. Большую роль в развитии С. м. сыграла разносторонняя деятельность В. Вучковича, композитора, дирижёра, музыковеда-публициста и обществ. деятеля, первого в Сербии музыканта-коммуниста, погибшего во время фашистской оккупации страны в 1942; среди проводившихся им муз.-просвет. мероприятий - т. н. Вечера хор. декламации (вид творч. и пропагандистской работы среди молодёжи). В кон. 30-х гг. проявили себя композиторы, учившиеся гл. обр. за границей (в Вене, Праге, Мюнхене) и тяготевшие в ранний период своего творчества к модернистским течениям муз. иск-ва Зап. Европы; в их числе - М. Логар, М. Ристич, Д. Чолич, Л. Марич, С. Райичич, зрелое творчество к-рых относится к послевоен. периоду.

2-я мировая война 1939-45 прервала развитие С. м., однако мн. композиторы не прекращали творч. работы; музыканты, особенно участники нар.-освободит. борьбы (О. Данон, Вучкович и др.), создавали массовые песни, хор. произв. героико-патриотич. содержания.

После 1945 началось интенсивное развитие сербской муз. культуры. Открылись начальные муз. школы, основаны новые средние - в Белграде ("Йосип Славенский"), Крагуеваце, Нише, Призрене, а также муз. ф-т в Высшей педагогич. школе в Приштине, открыты филиалы Муз. академии в Нови-Саде и Нише. Созданы симф. оркестр радио Белграда, Акад. хор и симф. оркестр Дома югосл. нар. армии, Филармонич. оркестр в Нови-Саде, Акад. камерный оркестр и камерно-инстр. ансамбль "Pro musica" в Белграде, Белградский камерный ансамбль, Белградское трио и Белградский духовой квинтет, ансамбли нар. песни и танца, в т. ч. "Коло" (1948), "Шота" (1964); среди хор. об-в - "Абрашевич", "Иво Лола Рибар", "Бранко Цветкович", "Джока Павлович", "Бранко Крсманович" в Белграде, "Светозар Маркович" в Нови-Саде; хор. об-ва в Шабаце и Нише. Возобновили работу оперные труппы белградского Нац. т-ра (в 1945-63 директор О. Данон) и Серб. нар. т-ра в Нови-Саде (1947), Нар. т-ра в Суботице. Выдвинулись оперные и симф. дирижёры (многие из них также композиторы) - Ж. Здравкович, Дж. Якшич, Б. Бабич, Б. Симич, Д. Миладинович, М. Ягушт, Д. Сковран, Б. Пашчан, Д. Ерич. Большую роль в послевоен. муз. жизни Белграда сыграла дирижёрская деятельность старейшего хорв. комп. К. Барановича (в 1946-62 выступал в качестве дирижёра в оперном т-ре и с оркестром Белградского филармонич. об-ва, в 1951-61 - его директор). В числе солистов белградского оперного т-ра - М. Чангалович (прославился исполнением партии Бориса Годунова не только в Югославии, но и в др. странах), В. Хейбалова, Б. Цвеич, М. Миладинович, Дж. Чакаревич, Р. Бакочевич, М. Стоянович, Д. Старц, А. Маринкович, Д. Попович, Й. Глигориевич, З. Крнетич, Н. Митич; среди исполнителей-инструменталистов (гл. обр. выпускников белградской Муз. академии) - пианисты В. Шкарка, В. Бельков, О. Попов, З. Марасович, О. Йованович, Д. Трбоевич, Д. Михаилович, З. Димитриевич, Н. Вуйичич, М. Вукдрагович; скрипачи П. Тошков, В. Маркович, Б. Пайевич, А. Павлович, Л. Пап, А. Стаич, Д. Богосавлевич, Й. Колунджия.

Для творчества композиторов 50-60-х гг. характерно обновление муз.-выразит. средств, обогащение нац. муз.-фольклорных традиций совр. приёмами письма. Наряду с произв. муз.-сценич. и вок.-хор. жанров создавались симф. соч. и камерно-инстр. ансамбли. Кроме композиторов старшего поколения и выступивших в кон. 30-х гг., в С. м. внесли свой вклад комп. Р. Бручи, Н. Херцигоня, В. Мокраняц, Э. Иосиф, B. Перичич, А. Обрадович, Д. Радич, П. Бергамо, П. Озгиян, Р. Максимович и др. Развиваются музыковедение, фольклористика, муз. публицистика; среди музыковедов - С. Джурич-Клайн, М. Василевич, Д. Стефанович, П. Бингулац, Р. Пейович, Д. Плавша, Дж. Якшич и др.; мн. музыковеды являются сотрудниками Ин-та музыковедения Серб. АН (осн. 1948); выходят муз. журн. "Zvuk" (с 1955; орган CK Югославии), "Muzika" (с 1956), "Savremeni akordi" (1957-61), "Pro musica" (с 1964). Были организованы Союз композиторов Сербии, Югославии и др. творч. союзы и об-ва, в т. ч. Союз муз. фольклористов, об-во муз. педагогов и др.

Издания: Bartуk В., Lord А. В., Serbo-Croatian folk songs, N. Y., 1951.

Литература: Мартынов И., С. Мокраньяц и сербская музыка, М., 1958; Ямпольский И., Музыка Югославии, М., 1958; Гордина Е., "Коштана" П. Конёвича, в сб.: Из истории музыки социалистических стран Европы, М., 1975; её же, Симфонии М. Ристича в послевоенной музыке Югославии, в сб.: Из истории зарубежной музыки, вып. 2, М., 1977; Jанковић S. С., Jанковић D. С., Народне игре, кн. 1-8, Београд, 1934-64; Васиsевић M. A., Jугословенски музички фолклор, т. 1-2, Београд, 1950-53; его же, Les bases tonales de la musique populaire serbe, "Journal of the international folk music council", 1952, No 4; Маноjловић К., Народне мелодиjе из источне Србиjе, Београд, 1953; Рурић-Клajн С, Историjски развоj музичке культуре у Србиjи, Београд, 1971; Стефановић Д., Стара српска музика, Београд, 1974.

Е. И. Гордина

реклама

вам может быть интересно

Барыня Музыкальные жанры
Сарабанда Музыкальные жанры

рекомендуем

смотрите также

Ариетта Опера, вокал, пение
Думка Музыкальные жанры
Натуральные лады Термины и понятия
Эпилог Термины и понятия
Мистерия Музыкальные жанры
Саксофон Музыкальные инструменты
Филировка звука Термины и понятия
Effacee, эффасе Балет и танец
Африканский танец Балет и танец
Речитатив Опера, вокал, пение

Реклама