Кеманча

Категории словаря

Кеманча (кяманча) — смычковый музыкальный инструмент с шарообразным резонатором, круглой расширяющейся кверху шейкой. Распространён в Азербайджане, Армении, Грузии, Дагестане, а также в странах Среднего и Ближнего Востока. Корпус инструмента (долблёный или склеенный из гнутых сегментов) делается из тутового или орехового дерева, реже из тыквы, кокосового ореха; с открытой стороны он затягивается мембраной (из рыбьей кожи или из пузыря животного). Через корпус проходит металлич. стержень, верхний конец к-рого упирается в шейку, а нижний заканчивается ножкой для опоры во время игры (раньше о пол, ныне - о колено исполнителя). 4 стальные струны К. (до кон. 19 в. были 3 кишечные) опираются на небольшую дугообразную подставку. Общая длина инструмента 640-660 мм, длина шейки 420-440 мм. Играют на К. при помощи смычка, к-рый состоит из слегка изогнутого или прямого древка и свободно прикреплённой к нему пряди конских волос. Натяжение волоса во время игры производится пальцами музыканта, вставленными между древком и волосом смычка. Держат смычок за конец большим и указат. пальцами, водя его в одной плоскости, а инструмент поворачивают. Строй совр. К. - квартово-квинтовый (3-струнной - квартовый). Звук мягкий, слегка приглушённый; в верхнем регистре несколько напоминает скрипку, в нижнем - альт. Штриховая техника - деташе, спиккато, стаккато, пиццикато, тремоло, трели и др. На К. исполняются инструментальные пьесы, народные песни, а также мугамы.

Кеманча

Кеманча - инструмент народных музыкантов-профессионалов. Используется для сольной игры, для аккомпанемента пению и в ансамблях - совм. с таром, дефом и гоша-нагора в Армении и Азербайджане; сазом, сантури и дайрой либо таром, дайрой и диплипито в Грузии. В сов. время К. стала сольным концертно-эстрадным инструментом, вошла в состав нар. оркестров. Композиторы пишут для К. виртуозные пьесы. Игре на К. обучаются в кружках муз. самодеятельности и в муз. учебных заведениях.

Литература: Беляев В., Народные музыкальные инструменты, в сб.: Искусство азербайджанского народа, М.-Л., 1938; Гасанова Дж., Школа игры на кеманче, Баку, 1948.

И. М. Вызго-Иванова

реклама

вам может быть интересно

Вариации в балете Балет и танец
Египетская музыка Национальные культуры

рекомендуем

смотрите также

Субретка Опера, вокал, пение
Граммофон Музыкальные инструменты
Бурре Музыкальные жанры
Домбра Музыкальные инструменты
Родство тональностей Термины и понятия
Demi, деми Балет и танец
Трезвучие Термины и понятия
Рок-н-ролл Музыкальные жанры
Симфониетта Музыкальные жанры
Субсистема Термины и понятия

Реклама