Португальский балет

В средние века в Португалии танцы исполнялись во время церковных процессий, на праздниках шутов (напр., "фолиа"), на придворных пирах и свадьбах. Хореографом придворных представлений в нач. 16 в. был предположительно драматург Ж. Висенте ("Двор Юпитера", 1512, и др. спектакли). Иезуиты, появившиеся в Португалии в сер. 16 в., ставили балеты ("Королевская трагикомедия об открытии и покорении Индии...", 1619, и др.). В период исп. господства в Португалии (1581-1640) местные театр. традиции отступили под влиянием исп. театра. В 18 в. усилилось влияние итал. искусства, в частности оперного. Балет занимал подчинённое место, тем более, что начиная с 70-х гг. 18 в. в течение ряда десятилетий женщинам не разрешалось участвовать в балетах. Первый публичный театр в Лисабоне был открыт в 1765, многие балеты шли в театре "Салитри" (осн. в 1782), затем в "Сан-Карлуш" (осн. в 1793), ставшем основным. Но здесь выступали главным образом иностранные артисты и балетмейстеры, в т. ч. А. Альберти (1752-80), Дж. Соломони (в 50-х гг.), Ф. Совтер (1767-75), Г. Джоя (в 1793), П. Анджолини (1793-96) и др. Балеты продолжали ставиться и в 19 в. Публика предпочитала большие зрелищные постановки, поэтому знаменитые романтич. балеты ("Сильфида", показанная в 1838, "Жизель", исполненная в 1843 А. Мейвуд) не имели успеха. Наибольшей популярностью пользовались спектакли А. Сен-Леона, который поставил в Лисабоне в 1854 "Сальтарелло, или Страсть к танцам" на собств. музыку и др. балеты. Во 2-й пол. 19 в. интерес к балету значительно снизился. В 1917-18 в Лисабоне выступала труппа Русский балет Дягилева. Тогда же художник А. Негрейруш организовал любительскую труппу, используя для спектаклей на нац. тему музыку комп. Р. Коэлью и свободный танец. Однако эта попытка осталась единичной. В 1940 по инициативе политич. деятеля и писателя А. Ферру была организована первая профессиональная субсидируемая государством танц. труппа "Верди-Гаю" ("Зелёный попугай"). Хореограф и танцовщик Ф. Граса ставил спектакли на основе португ. фольклора. Вокруг труппы объединились художники и композиторы. В 1941 базой труппы стал театр "Сан-Карлуш", где она выступала в операх, но давала и собств. представления. Спектакли "Верди-Гаю" строились главным образом на основе нар. и свободного танца (позднее стал использоваться и классич. танец), первыми хореографами были М. Вальдин, В. Морези, швед И. Крамер (1948-49). Для труппы писали музыку композиторы Ф. ди Фрейташ, К. ди Вашконселуш, А. Х. Фернанду, Коэлью.

До 40-х гг. 20 в. в Португалии не было традиций классического танца. Хотя в консерватории (открыта в Лисабоне в 1835) были балетные классы, возможность проф. работы в области балета полностью отсутствовала. В 1943 педагог Нац. лисабонской консерватории М. ди Абреу создала труппу, где выступали её ученики. В 1956 танцовщик и хореограф Ф. Лима организовал свой коллектив (несколько раз менявший название). В 1961 Абреу и Лима (руководит труппой с 70-х гг.) возглавили "Верди-Гаю". Лима, поставил ряд балетов на музыку португ. композиторов - Ж. Силва-Филью, Ж. Брагасантуша; Шостаковича, Дебюсси и др. Для развития классического танца много сделала танцовщица и педагог А. Машколу, которая имела школу и труппу (1969-73). Она принимала участие в создании в 1960 Португальского центра балета с Экспериментальной балетной труппой (1961), где преподавал и ставил балеты Ч. Диксон. Эта труппа слилась с созданным Фондом Гульбенкяна танц. коллективом "Групу Гульбенкян ди Байладу" (1965), которая до сер. 70-х гг. была самой значительной. Она выступала в специально построенном для неё здании, здесь работали известные иностр. балетмейстеры У. Гор (1965-70) и М. Шпаремблек (1970-1972). Репертуар состоял главным образом из работ хореографов: Дж. Батлера, Н. Уокера, Х. ван Манена. Ряд постановок осуществили португ. хореографы Лима и К. Триншейраш (с 1976 - худ. рук.). После свержения фашистского режима (1974) многое делается для демократизации искусства, в т. ч. и балетного. В 1974 была организована труппа Народного театра на кооперативных началах. Её спектакли (в т. ч. постановки Лимы) рассчитаны на самые широкие массы зрителей. Они создаются на основе нац. фольклора и демонстрируются во время гастролей по городам и деревням Португалии.

Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981

реклама

вам может быть интересно

Туба Музыкальные инструменты
Кант Музыкальные жанры

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Боливийская музыка Национальные культуры
Иконография музыкальная Термины и понятия
Мелос Термины и понятия
Джаз-банд Музыкальные инструменты
Украинская музыка Национальные культуры
Pas de ciseaux, па де сизо Балет и танец
Свирель Музыкальные инструменты
Дутар Музыкальные инструменты
Страдания Национальные культуры

Реклама

Категории словаря

балет и танец, национальные культуры

просмотры: 2821
добавлено: 14.07.2011



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть