Португальский балет

В средние века в Португалии танцы исполнялись во время церковных процессий, на праздниках шутов (напр., "фолиа"), на придворных пирах и свадьбах. Хореографом придворных представлений в нач. 16 в. был предположительно драматург Ж. Висенте ("Двор Юпитера", 1512, и др. спектакли). Иезуиты, появившиеся в Португалии в сер. 16 в., ставили балеты ("Королевская трагикомедия об открытии и покорении Индии...", 1619, и др.). В период исп. господства в Португалии (1581-1640) местные театр. традиции отступили под влиянием исп. театра. В 18 в. усилилось влияние итал. искусства, в частности оперного. Балет занимал подчинённое место, тем более, что начиная с 70-х гг. 18 в. в течение ряда десятилетий женщинам не разрешалось участвовать в балетах. Первый публичный театр в Лисабоне был открыт в 1765, многие балеты шли в театре "Салитри" (осн. в 1782), затем в "Сан-Карлуш" (осн. в 1793), ставшем основным. Но здесь выступали главным образом иностранные артисты и балетмейстеры, в т. ч. А. Альберти (1752-80), Дж. Соломони (в 50-х гг.), Ф. Совтер (1767-75), Г. Джоя (в 1793), П. Анджолини (1793-96) и др. Балеты продолжали ставиться и в 19 в. Публика предпочитала большие зрелищные постановки, поэтому знаменитые романтич. балеты ("Сильфида", показанная в 1838, "Жизель", исполненная в 1843 А. Мейвуд) не имели успеха. Наибольшей популярностью пользовались спектакли А. Сен-Леона, который поставил в Лисабоне в 1854 "Сальтарелло, или Страсть к танцам" на собств. музыку и др. балеты. Во 2-й пол. 19 в. интерес к балету значительно снизился. В 1917-18 в Лисабоне выступала труппа Русский балет Дягилева. Тогда же художник А. Негрейруш организовал любительскую труппу, используя для спектаклей на нац. тему музыку комп. Р. Коэлью и свободный танец. Однако эта попытка осталась единичной. В 1940 по инициативе политич. деятеля и писателя А. Ферру была организована первая профессиональная субсидируемая государством танц. труппа "Верди-Гаю" ("Зелёный попугай"). Хореограф и танцовщик Ф. Граса ставил спектакли на основе португ. фольклора. Вокруг труппы объединились художники и композиторы. В 1941 базой труппы стал театр "Сан-Карлуш", где она выступала в операх, но давала и собств. представления. Спектакли "Верди-Гаю" строились главным образом на основе нар. и свободного танца (позднее стал использоваться и классич. танец), первыми хореографами были М. Вальдин, В. Морези, швед И. Крамер (1948-49). Для труппы писали музыку композиторы Ф. ди Фрейташ, К. ди Вашконселуш, А. Х. Фернанду, Коэлью.

До 40-х гг. 20 в. в Португалии не было традиций классического танца. Хотя в консерватории (открыта в Лисабоне в 1835) были балетные классы, возможность проф. работы в области балета полностью отсутствовала. В 1943 педагог Нац. лисабонской консерватории М. ди Абреу создала труппу, где выступали её ученики. В 1956 танцовщик и хореограф Ф. Лима организовал свой коллектив (несколько раз менявший название). В 1961 Абреу и Лима (руководит труппой с 70-х гг.) возглавили "Верди-Гаю". Лима, поставил ряд балетов на музыку португ. композиторов - Ж. Силва-Филью, Ж. Брагасантуша; Шостаковича, Дебюсси и др. Для развития классического танца много сделала танцовщица и педагог А. Машколу, которая имела школу и труппу (1969-73). Она принимала участие в создании в 1960 Португальского центра балета с Экспериментальной балетной труппой (1961), где преподавал и ставил балеты Ч. Диксон. Эта труппа слилась с созданным Фондом Гульбенкяна танц. коллективом "Групу Гульбенкян ди Байладу" (1965), которая до сер. 70-х гг. была самой значительной. Она выступала в специально построенном для неё здании, здесь работали известные иностр. балетмейстеры У. Гор (1965-70) и М. Шпаремблек (1970-1972). Репертуар состоял главным образом из работ хореографов: Дж. Батлера, Н. Уокера, Х. ван Манена. Ряд постановок осуществили португ. хореографы Лима и К. Триншейраш (с 1976 - худ. рук.). После свержения фашистского режима (1974) многое делается для демократизации искусства, в т. ч. и балетного. В 1974 была организована труппа Народного театра на кооперативных началах. Её спектакли (в т. ч. постановки Лимы) рассчитаны на самые широкие массы зрителей. Они создаются на основе нац. фольклора и демонстрируются во время гастролей по городам и деревням Португалии.

Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981

реклама

вам может быть интересно

Чехословацкая музыка Национальные культуры

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Патефон Термины и понятия
Хроматизм Термины и понятия
Строчное пение Церковная музыка
Песня без слов Музыкальные жанры
Чешская музыка Национальные культуры
Ташкент Города
Messa di voce Термины и понятия
Немецкая музыка Национальные культуры
Лезгинка Музыкальные жанры

Реклама

Категории словаря

балет и танец, национальные культуры

просмотры: 3059
добавлено: 14.07.2011



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть