Шуман. «Манфред»

Manfred, Op. 115

Увертюра к драматической поэме Байрона

Состав оркестра: 2 флейты, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 4 валторны, 3 трубы, 3 тромбона, литавры, струнные.

История создания

Роберт Шуман / Robert Schumann

В 40-е годы Шуман обращается к крупным вокально-симфоническим жанрам, причем стремится к их нетрадиционному воплощению. Они не стали вершиной творчества композитора, хотя оратории «Рай и пери» и «Сцены из «Фауста» Гёте» изредка звучат и полтора столетия спустя. Работа над «Фаустом» растянулась почти на десять лет (закончен в 1848 году); в перерыве была написана опера «Геновева» и вскоре по ее окончании (август 1848 года) — «Манфред». Композитор определил его жанр так: «Драматическая поэма с музыкой... нечто совсем новое, неслыханное».

Крупнейший английский поэт-романтик Джордж Ноэль Гордон Байрон (1788—1824), оказавший сильнейшее влияние на искусство XIX века, в драматической поэме «Манфред» (1817) создал образ нового героя, навсегда связанного с его именем. Одинокий, гордый, дерзкий, разочарованный в жизни и презирающий людей с их мелкими повседневными заботами, он бросает вызов и небу и аду. Он познал тайны природы, ему подвластны духи. Но ни знания, ни могущество не могут дать Манфреду единственного, чего он жаждет, — забвения. Его терзают воспоминания о прошлом, скрывающем какое-то страшное преступление. Манфред ищет смерти, но смерть бежит от него. Тогда он дерзает проникнуть в чертог владыки мертвых и заклинает богиню возмездия вызвать тень Астарты. Когда-то Манфред был счастлив с прекрасной Астартой, единственным существом на земле, родственным ему по духу. Но Астарта погибла, и погубила ее любовь Манфреда. Он ищет ее, терзаясь воспоминаниями о прошлом, среди горных вершин Швейцарии, среди альпийских водопадов. И вот теперь тень Астарты является ему и возвещает конец страданиям, близящуюся смерть. Напрасно ждет Манфред ответа на свои мольбы, полные страстного отчаяния: простила ли она его, встретятся ли они вновь, любит ли она его еще? В ответ доносится лишь тихое «Прощай». Умирающего героя посещает аббат, убеждая покаяться в грехах; слетаются демоны, чтобы завладеть его душой. Но Манфред остается непреклонным и умирает так же гордо, бесстрашно и одиноко, как жил.

Подобные герои нередки в произведениях Байрона. В них немало черт самого поэта, бросившего вызов великосветскому обществу, которое единодушно осудило его как распутника, мятежника, врага Англии и вынудило в 1816 году навсегда покинуть родину. Байрон сожалел лишь о разлуке со своей сводной сестрой Августой Ли, никогда ни в чем не упрекавшей, искренне любившей и понимавшей его. На эту любовь бросал страшную тень призрак инцеста — именно его увидели современники в темных, недосказанных, но трагических отношениях Манфреда и Астарты.

Байроновский «Манфред» был любимым произведением Шумана, и музыку к нему — увертюру и 15 небольших номеров — он написал быстро: за октябрь-ноябрь 1848 года в Дрездене. Первое исполнение увертюры состоялось во время «Шумановской недели» в Лейпциге оркестром «Гевандхауза» под управлением автора 14 марта 1852 года. А постановка драматической поэмы Байрона с музыкой Шумана — в Веймарском театре под управлением Листа 13 июня того же года. Вскоре увертюра — одно из лучших симфонических сочинений Шумана — стала популярной концертной пьесой.

Увертюра не рисует события поэмы или ее фон: образы природы, фея Альп, духи зла, аббат появляются лишь в последующих номерах. Увертюра — это портрет мятущейся души, картина сложного, противоречивого психологического мира героя. Шумана не привлекают гордый индивидуализм, титаническая мощь, богоборчество, сила разума байроновского персонажа. В музыке он предстает страдающим человеком, скитальцем, который жаждет покоя и ищет его в смерти, что неожиданно сближает этого Манфреда с героем вагнеровского «Летучего голландца», вышедшего на сцену за пять лет до создания музыки к поэме Байрона. Шуман вносит еще одну тему, роднящую его произведение как с вагнеровскими творениями, так и с традицией немецкой романтической оперы в целом, — тему искупления греха любовью. Ибо заключительная сцена в трактовке Шумана прямо противоположна байроновскому финалу: герой прощен, и искупление греха дарует ему любовь прекрасной женщины, принесшей себя в жертву. Так «Манфред» перекликается не только с «Летучим голландцем», но и с «Тангейзером» (1845), которого Шуман слышал, однако так до конца и не понял: вообще творчество Вагнера осталось ему чуждым.

Музыка

Мятущийся характер музыки подчеркнут в первых же тактах увертюры. Три стремительных синкопированных аккорда tutti обрываются долгой паузой. Медленно и тихо струнные с солирующим гобоем интонируют скорбную, томительную хроматизированную тему. В перекличках скрипок зарождается новый мотив — тревожный, порывистый, устремленный вперед, который разрастается в основную тему быстрого раздела увертюры. Ее можно назвать темой Манфреда (хотя в последующих номерах она не встречается). В непрерывном развитии, смене тональностей рождаются новые краткие темы, объединенные общими интонационными оборотами. В них слышатся тихая мольба и настойчивый вопрос, энергичная решимость и любовное томление. Одна из этих тем появится в последующих номерах и будет связана с Астартой. Темы органично развиваются, сплетаются, видоизменяются в перекличках различных групп инструментов, воплощая тончайшие оттенки психологических состояний. Устремляющиеся вверх мотивы скрипок и флейт уступают место глубоким голосам фаготов, альтов и виолончелей; энергично утверждаются всем оркестром волевые аккорды с пунктирным ритмом. Новые волны нарастания приносят тревожную первую тему, за ней — группу лирических. Но вот в настойчивый вопрос вплетаются приглушенные обороты похоронного марша, лирические темы дробятся, рассыпаются в столкновении с траурными аккордами трех труб. Все глуше звучность, все более замедляется движение у скрипок, подводящее к медленной коде, подобной медленному вступлению. Борьба бесплодна. Круг замкнулся. В последний раз сопоставляются лирика (мотив Астарты у флейты) и порыв (мотив Манфреда у скрипок), и все завершается скорбными аккордами.

А. Кенигсберг

реклама

вам может быть интересно

Главы из книг

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Композитор

Роберт Шуман

Дата премьеры

14.03.1852

Жанр

симфонические

Страна

Германия

просмотры: 7441
добавлено: 23.04.2011



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть