Опера Сметаны «Бранденбуржцы в Чехии»

Branibori v Cechach

Бедржих Сметана / Bedřich Smetana

Опера Б. Сметаны в трех действиях, либретто К. Сабины по одноименному рассказу И. К. Тыла и «Истории города Праги» В. В. Томска.

Премьера: Прага, 5 января 1866 г.

Хотя события оперы относятся к XIII в. (1279-1283), в идейном отношении она перекликалась с современностью. В ней выразились патриотические тенденции композитора. Исторический фон сюжета таков: после смерти Отакара II германский император назначил правителем Чехии бранденбургского маркграфа Отто, который угнетал народ и грабил страну. Опорой его были осевшие в Чехии германские колонисты. На бесправие и насилие чешский народ отвечал восстаниями.

Действие оперы развертывается в селе близ Праги и в самой Праге. До жителей села доходит известие, что в столице вспыхнуло восстание против бранденбургских палачей. Осторожный и медлительный староста Вольфрам сначала не верит слухам, но затем, увлеченный общим порывом, решает идти на помощь восставшим. В поместье старосты остаются три его дочери. Любви одной из них, Людише, тщетно домогается немец Таузендмарк, ставленник бранденбуржцев. Отвергнутый девушкой, он похищает ее вместе с двумя сестрами. Восстание в Праге подавлено, но народ продолжает борьбу с угнетателями. Своим предводителем он выбирает мужественного и умного бедняка Йиру. Людише, которой посчастливилось вырваться из плена, призывает народ к борьбе. Таузендмарк, опасаясь гнева народа, обвиняет Йиру в похищении дочерей старосты. Тщетно пытается тот доказать свою непричастность. Староста велит отвести его в тюрьму. Бранденбуржцы вновь захватили дочерей старосты, и приятель Таузендмарка капитан Варнеман требует за их освобождение выкуп. Таузендмарк выступает на суде обвинителем Йиры, которого приговаривают к смертной казни. Однако затем его невиновность доказывает молодой пражанин Юнош, возлюбленный Людише. Народ под водительством Йиры освобождает сестер. Таузендмарк изобличен в предательстве. Староста только теперь постигает всю меру подлости бранденбуржцев и вместе с Йирой готов идти на битву с врагом.

Опера Сметаны явилась новым словом в чешском искусстве. Музыка проникнута высокой гражданственной силой. Народ — главный герой произведения. Драматургический контраст обусловлен не только противопоставлением чехов немцам. В чешском лагере противостоят друг другу осторожный, избегающий открытого выступления староста Вольфрам и энергичный, смелый Йира. Основная сила восставших — бедняки. Своеобразный характер носят их хоры и танцы.

Постановка «Бранденбуржцев» долго откладывалась. Наряду с политическими мотивами немалую роль играл демократизм произведения, резко порывавший с оперной традицией. Великий чешский поэт Я. Неруда в эпиграмме так охарактеризовал позиции врагов оперы:

Нет, этой музыке никто из нас не рад!
Она, во-первых, к танцам непригодна,
А во-вторых, она народна,
А в-третьих, Сметана — ужасный демократ.
В ней в каждом такте, в каждом ариозо
Демократическая чудится угроза!

В трудную пору чешской истории опера Сметаны служила одним из источников укрепления народного духа. Австрийские угнетатели препятствовали ее постановке, а некоторые немецкие музыковеды объявили неудачной. Более всего реакцию возмущал образ изменника Таузендмарка (его фамилия имеет символический смысл: тысяча марок — цена предательства). «Бранденбуржцы в Чехии» — великий памятник чешской национальной культуры. В 1924 г. опера была поставлена в Вене; впервые на русской сцене — в Челябинском театре оперы и балета в 1963 г. (под названием «Людише», под управлением И. Зака).

А. Гозенпуд


В группе героических опер Сметаны три произведения. Их открывают «Бранденбуржцы в Чехии» (1863).

Первое оперное творение Сметаны оказалось еще не ровным по стилю, но слушателей премьеры увлекла волнующая передача грозовой атмосферы драмы. Она была созвучна современности.

...В XIII веке власть в Чехии захватил бранденбургский маркграф. Немцы хозяйничают в стране при попустительстве пражского старосты Вольфрама Ольбрамовича. «Слишком много среди чехов отступников»,— говорит мужественный рыцарь Олдржих Рокицанский. Есть в их среде и откровенный предатель — Таузендмарк. С его помощью немцы похищают одну из дочерей Вольфрама — Людише; ее жених Юнош освобождает девушку. Личная драма тесно переплетается с социальной: возникают сцены восстания пражской бедноты, возглавленного Йирой, суда над ним, бытовые эпизоды из сельской жизни. Естественно напрашивались параллели между тем, что происходило на сцене, и тем, что переживала Чехия под пятой габсбургских душителей свободы. Поэтому бурную реакцию зала вызвал призыв Олдржиха: «Пора уже с оружием в руках прогнать с земли нашей бранденбуржцев, которые губят нашу землю, душат наш язык и терзают наш народ!..».

Большим драматизмом отмечены народные сцены оперы. Они проникнуты боевым духом, призывной декламационностью, маршевой поступью. Примером может служить хор избрания Йиры вождем пражской бедноты из 2-й картины I акта:

Эта картина ярко передает образ поднявшегося на восстание народа. Хор без сопровождения сменяется песней Йиры, после него возникает бурный танец в характере польки, который замыкается мощным, динамичным развитием начального хора.

По свидетельству Яна Неруды, реакционеров более всего раздражало, что в «Бранденбуржцах» композитор ярко обрисовал пражских бедняков, восклицавших: «Мы не чернь — мы люди!».

Впечатляет и хоровой финал оперы, текст которого пророчески возвещает: «Настанет день после долгой ночи».

М. Друскин

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Композитор

Бедржих Сметана

Дата премьеры

05.01.1866

Жанр

оперы

Страна

Чехия

просмотры: 204
добавлено: 01.05.2011



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть