Опера Глиэра «Шахсенем»

Shakh-Senem

Опера в 4 действиях, 5 картинах. Либретто написано Д. Джабарлы и М. Гальпериным.
Первое представление состоялось 4 мая 1934 года в Баку. Показана в Москве на декаде азербайджанского искусства в апреле 1938 года.

Действующие лица:

  • Бахрамбек, феодал, бас
  • Шахсенем, его дочь, сопрано
  • Агджагыз, ее подруга, меццо-сопрано
  • Ашиг Гариб, певец, тенор
  • Хани, его мать, меццо-сопрано
  • Шахвелед, феодал, баритон
  • Хаджиахмед, приятель Ашиг Гариба, тенор
  • Гюльоглан, дворецкий Шахвеледа, тенор
  • Ашуги: Гасан, тенор, Самед, тенор
  • Хан, баритон
  • Глашатай, баритон

Первое действие

В саду владетельного феодала Бахрамбека дочь его, красавица-Шахсенем, рассказывает подругам-вышивальщицам о своей страстной любви к молодому красивому певцу Ашиг Гарибу. Это его милый голос слышится издалека, и прекрасная Шахсенем просит подруг оставить ее: она сама встретит возлюбленного. Сладостен, но недолог час любовного свиданья. Беда поджидает влюбленных. Отец девушки прочит ей в мужья богатого и знатного Шахвеледа. Застав Ашиг Гариба наедине с Шахсенем, он приходит в ярость и велит слугам связать юношу и заточить в подземелье. Верная Шахсенем выручает возлюбленного. Пользуясь тем, что Бахрамбек и его челядь заняты приготовлениями к встрече Шахвеледа, Шахсенем с помощью подруг освобождает Ашиг Гариба. Юноша вынужден покинуть свою освободительницу и бежать в чужие края — до лучших времен. Шахсенем обещает: семь лет будет она ждать любимого, храня нерушимую верность изгнаннику. Узнав, что бежавшего из-под стражи Ашиг Гариба освободила Шахсенем, Бахрамбек грозит дочери жестокой расправой.

Второе действие

Первая картина. В знойный летний день бездомный скиталец Ашиг Гариб отдыхает на берегу тихой реки. Все мысли молодого певца устремлены в далекий край, к милой возлюбленной. Увидит ли он ее? Но и здесь, в изгнании, настигает юношу зоркий глаз врагов. Неотступно следит за ним коварный Гюльоглан. Когда Ашиг Гариб погружается в волны реки, чтобы освежить усталое тело, Гюльоглан подкрадывается к оставленной ка берегу одежде и уносит рубашку юноши.

Вторая картина. Базарный день в селении одного из далеких феодальных княжеств. Раскинули свои товары разноплеменные купцы. Длинными рядами выстроились торговые караваны.

Гул базарной суеты прерывается зычным голосом ханского глашатая. Он торжественно объявляет о том, что сейчас на площади состоится любимое народное развлечение — вольное состязание ашугов. Победителя ожидает высокая награда — сама дочь хана вручит ему драгоценное ожерелье. Состязание начинается в присутствии хана, его дочери и свиты. Придворный ашуг Гасан соревнуется с ашугом Самедом. Из длительной и увлекательной борьбы победителем выходит придворный ашуг Гасан. Его превосходство настолько очевидно, что никто не решается продолжать соревнование. Гасан уже готов праздновать свою победу, но толпа расступается, и вперед выходит никому не известный юноша. Он смело принимает вызов и побеждает противника. Народ славит молодого искусного и остроумного певца. Хан и его приспешники раздосадованы: никому не известный юноша посмел отвоевать награду у прославленного дворцового ашуга! Дочь хана отказывается вручить драгоценность Ашиг Гарибу и удаляется вместе с отцом и свитой.

Несчастье преследует юношу: от своего земляка, приезжего купца, Ашиг Гариб узнает, что если он нынче же не спасет Шахсенем, ей придется стать женой ненавистного Шахвеледа. Но как же перенестись за много сотен верст в один день? Юноша просит о помощи своих недавних слушателей, которые так превозносили его искусство. И народ не остается безучастным к горю ашуга — он дарит Ашиг Гарибу сказочно быстроногого коня, равного которому нет в мире.

Третье действие

С невиданной стойкостью переносит Шахсенем выпавшие на ее долю невзгоды. Об Ашиг Гарибе нет вестей. Почти семь лет, как отец неволит ее к замужеству с богатым, постылым Шахвеледом. Любовь помогает девушке выдержать все испытания. Последний удар судьбы приводит Шахсенем в отчаяние: мать Ашиг Гариба сообщает ей о смерти сына — Гюльоглан принес его окровавленную рубаху. Измученная девушка впадает в забытье. И грезится ей: над водами рек, над вершинами гор мчится на сказочном коне ашуг с сазом в руках. Это он — ее возлюбленный Ашиг Гариб. Больше не верит Шахсенем в его смерть, по-прежнему ждет его.

Четвертое действие

Условленый срок миновал. Если сегодня не вернется Ашиг Гариб, Шахсенем должна стать женой Шахвеледа. Свадебное празднество в разгаре. Вот уже ведут сломленную горем невесту. И в эту минуту раздающийся издалека голос ашуга вселяет надежду в сердце Шахсенем. А когда Ашиг Гариб на сказочном коне приближается к возлюбленной, перед несокрушимой верностью и любовью молодых людей склоняются и знатный жених и деспот-отец. Народ, выручивший певца, в трудную минуту подаривший ему волшебного коня, славит молодость, любовь и верность юных героев.


Опера «Шахсенем» («Шахсэнэм») существует в двух редакциях. Первая была написана в 1923—1925 гг. и поставлена на сцене Азербайджанского театра оперы и балета в Баку в марте 1927 г. Это было значительное событие в культурной жизни республики; первая профессиональная опера получила высокую оценку общественности Азербайджана, В своей творческой работе Глиэр основывалcя на азербайджанском мелодическом материале. В музыке оперы использовано около тридцати подлинных народных песенных мелодий, сообщенных композитору Ш. Мамедовой, Дж. Джабарлы и другими товарищами по искусству. Вместе с тем в опере «Шахсэнэм» Глиэр развивает традиции русской классической музыки о Востоке, и прежде всего М. Балакирева (симфоническая поэма «Тамара») и Н. Римского-Корсакова («Золотой петушок»). Внимание к пластичности и красоте мелодической линии, изящество ритмического узора, красочность гармонии и инструментовки, широкое применение вариантного принципа развития, — таковы отличительные черты этой лирической оперы, искусно расцвеченной фантастическими эпизодами.

Опера «Шахсэнэм» примечательна глубиной и этичностью содержания. Образы героев даны композитором в развитии, благодаря чему любовно-лирическая тема приобретает социальное звучание. Интересно разрешается в произведении и тема гуманистической роли искусства в жизни народа, его могучей преобразующей силы (сцена «Гимн искусству»).

Автор использует в «Шахсэнэм» все элементы классического оперного жанра: развернутые арии, ансамбли, хоровые сцены, содержательные симфонические эпизоды (увертюра, симфонические танцы, сон Шахсэнэм). Тем самым было не только положено начало развитию национальной оперы, но и заложены основы азербайджанского симфонизма.

Вторая редакция оперы осуществлена в 1934 г. и тогда же прозвучала на бакинской сцене. Дирижировал автор.

М. Сабинина, Г. Цыпин

реклама

вам может быть интересно

Танеев. Симфония No. 1 Симфонические

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама



Композитор

Рейнгольд Глиэр

Дата премьеры

17.03.1927

Жанр

оперы

Страна

СССР

просмотры: 8986
добавлено: 30.07.2011



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть