Опера Глиэра «Шахсенем»

Shakh-Senem

Опера в 4 действиях, 5 картинах. Либретто написано Д. Джабарлы и М. Гальпериным.
Первое представление состоялось 4 мая 1934 года в Баку. Показана в Москве на декаде азербайджанского искусства в апреле 1938 года.

Действующие лица:

  • Бахрамбек, феодал, бас
  • Шахсенем, его дочь, сопрано
  • Агджагыз, ее подруга, меццо-сопрано
  • Ашиг Гариб, певец, тенор
  • Хани, его мать, меццо-сопрано
  • Шахвелед, феодал, баритон
  • Хаджиахмед, приятель Ашиг Гариба, тенор
  • Гюльоглан, дворецкий Шахвеледа, тенор
  • Ашуги: Гасан, тенор, Самед, тенор
  • Хан, баритон
  • Глашатай, баритон

Первое действие

В саду владетельного феодала Бахрамбека дочь его, красавица-Шахсенем, рассказывает подругам-вышивальщицам о своей страстной любви к молодому красивому певцу Ашиг Гарибу. Это его милый голос слышится издалека, и прекрасная Шахсенем просит подруг оставить ее: она сама встретит возлюбленного. Сладостен, но недолог час любовного свиданья. Беда поджидает влюбленных. Отец девушки прочит ей в мужья богатого и знатного Шахвеледа. Застав Ашиг Гариба наедине с Шахсенем, он приходит в ярость и велит слугам связать юношу и заточить в подземелье. Верная Шахсенем выручает возлюбленного. Пользуясь тем, что Бахрамбек и его челядь заняты приготовлениями к встрече Шахвеледа, Шахсенем с помощью подруг освобождает Ашиг Гариба. Юноша вынужден покинуть свою освободительницу и бежать в чужие края — до лучших времен. Шахсенем обещает: семь лет будет она ждать любимого, храня нерушимую верность изгнаннику. Узнав, что бежавшего из-под стражи Ашиг Гариба освободила Шахсенем, Бахрамбек грозит дочери жестокой расправой.

Второе действие

Первая картина. В знойный летний день бездомный скиталец Ашиг Гариб отдыхает на берегу тихой реки. Все мысли молодого певца устремлены в далекий край, к милой возлюбленной. Увидит ли он ее? Но и здесь, в изгнании, настигает юношу зоркий глаз врагов. Неотступно следит за ним коварный Гюльоглан. Когда Ашиг Гариб погружается в волны реки, чтобы освежить усталое тело, Гюльоглан подкрадывается к оставленной ка берегу одежде и уносит рубашку юноши.

Вторая картина. Базарный день в селении одного из далеких феодальных княжеств. Раскинули свои товары разноплеменные купцы. Длинными рядами выстроились торговые караваны.

Гул базарной суеты прерывается зычным голосом ханского глашатая. Он торжественно объявляет о том, что сейчас на площади состоится любимое народное развлечение — вольное состязание ашугов. Победителя ожидает высокая награда — сама дочь хана вручит ему драгоценное ожерелье. Состязание начинается в присутствии хана, его дочери и свиты. Придворный ашуг Гасан соревнуется с ашугом Самедом. Из длительной и увлекательной борьбы победителем выходит придворный ашуг Гасан. Его превосходство настолько очевидно, что никто не решается продолжать соревнование. Гасан уже готов праздновать свою победу, но толпа расступается, и вперед выходит никому не известный юноша. Он смело принимает вызов и побеждает противника. Народ славит молодого искусного и остроумного певца. Хан и его приспешники раздосадованы: никому не известный юноша посмел отвоевать награду у прославленного дворцового ашуга! Дочь хана отказывается вручить драгоценность Ашиг Гарибу и удаляется вместе с отцом и свитой.

Несчастье преследует юношу: от своего земляка, приезжего купца, Ашиг Гариб узнает, что если он нынче же не спасет Шахсенем, ей придется стать женой ненавистного Шахвеледа. Но как же перенестись за много сотен верст в один день? Юноша просит о помощи своих недавних слушателей, которые так превозносили его искусство. И народ не остается безучастным к горю ашуга — он дарит Ашиг Гарибу сказочно быстроногого коня, равного которому нет в мире.

Третье действие

С невиданной стойкостью переносит Шахсенем выпавшие на ее долю невзгоды. Об Ашиг Гарибе нет вестей. Почти семь лет, как отец неволит ее к замужеству с богатым, постылым Шахвеледом. Любовь помогает девушке выдержать все испытания. Последний удар судьбы приводит Шахсенем в отчаяние: мать Ашиг Гариба сообщает ей о смерти сына — Гюльоглан принес его окровавленную рубаху. Измученная девушка впадает в забытье. И грезится ей: над водами рек, над вершинами гор мчится на сказочном коне ашуг с сазом в руках. Это он — ее возлюбленный Ашиг Гариб. Больше не верит Шахсенем в его смерть, по-прежнему ждет его.

Четвертое действие

Условленый срок миновал. Если сегодня не вернется Ашиг Гариб, Шахсенем должна стать женой Шахвеледа. Свадебное празднество в разгаре. Вот уже ведут сломленную горем невесту. И в эту минуту раздающийся издалека голос ашуга вселяет надежду в сердце Шахсенем. А когда Ашиг Гариб на сказочном коне приближается к возлюбленной, перед несокрушимой верностью и любовью молодых людей склоняются и знатный жених и деспот-отец. Народ, выручивший певца, в трудную минуту подаривший ему волшебного коня, славит молодость, любовь и верность юных героев.


Опера «Шахсенем» («Шахсэнэм») существует в двух редакциях. Первая была написана в 1923—1925 гг. и поставлена на сцене Азербайджанского театра оперы и балета в Баку в марте 1927 г. Это было значительное событие в культурной жизни республики; первая профессиональная опера получила высокую оценку общественности Азербайджана, В своей творческой работе Глиэр основывалcя на азербайджанском мелодическом материале. В музыке оперы использовано около тридцати подлинных народных песенных мелодий, сообщенных композитору Ш. Мамедовой, Дж. Джабарлы и другими товарищами по искусству. Вместе с тем в опере «Шахсэнэм» Глиэр развивает традиции русской классической музыки о Востоке, и прежде всего М. Балакирева (симфоническая поэма «Тамара») и Н. Римского-Корсакова («Золотой петушок»). Внимание к пластичности и красоте мелодической линии, изящество ритмического узора, красочность гармонии и инструментовки, широкое применение вариантного принципа развития, — таковы отличительные черты этой лирической оперы, искусно расцвеченной фантастическими эпизодами.

Опера «Шахсэнэм» примечательна глубиной и этичностью содержания. Образы героев даны композитором в развитии, благодаря чему любовно-лирическая тема приобретает социальное звучание. Интересно разрешается в произведении и тема гуманистической роли искусства в жизни народа, его могучей преобразующей силы (сцена «Гимн искусству»).

Автор использует в «Шахсэнэм» все элементы классического оперного жанра: развернутые арии, ансамбли, хоровые сцены, содержательные симфонические эпизоды (увертюра, симфонические танцы, сон Шахсэнэм). Тем самым было не только положено начало развитию национальной оперы, но и заложены основы азербайджанского симфонизма.

Вторая редакция оперы осуществлена в 1934 г. и тогда же прозвучала на бакинской сцене. Дирижировал автор.

М. Сабинина, Г. Цыпин

реклама

вам может быть интересно

Ференц Лист. «Орфей» Симфонические

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Композитор

Рейнгольд Глиэр

Дата премьеры

17.03.1927

Жанр

оперы

Страна

СССР

просмотры: 5326
добавлено: 30.07.2011



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть