Курт Мазур

Kurt Masur

Курт Мазур / Kurt Masur

С 1958 года, когда этот дирижер впервые побывал в СССР, он выступал у нас почти ежегодно — и с нашими оркестрами, и за пультом театра «Комише опер» во время гастролей последнего в СССР. Уже одно это свидетельствует о признании, которое Мазур завоевал у советской аудитории, полюбившей его, как говорится, с первого взгляда, тем более что привлекательный и элегантный дирижерский почерк артиста дополняется обаятельным внешним обликом: высокой, статной фигурой, «эстрадной» в лучшем смысле слова внешностью. А главное — Мазур зарекомендовал себя своеобразным и глубоким музыкантом. Недаром после его первых гастролей в СССР композитор А. Николаев писал: «Уже давно не приходилось слышать столь совершенной игры Государственного симфонического оркестра СССР, как под управлением этого дирижера». А спустя восемь лет в том же журнале «Советская музыка» другой рецензент отмечал, что «природное обаяние, отличный вкус, сердечность и «доверительность» его музицирования располагают к нему сердца и артистов оркестра и слушателей».

Вся дирижерская карьера Мазура развивалась на редкость стремительно и счастливо. Он был одним из первых дирижеров, воспитанных в молодой Германской Демократической Республике. В 1946 году Мазур поступил в лейпцигскую Высшую музыкальную школу, где изучал дирижирование под руководством Г. Бонгарца. Уже в 1948 году он получил ангажемент в театре города Халле, где проработал три года. Его первым спектаклем в 1949 году был балет «Картинки с выставки» по Мусоргскому. Затем Мазур назначается первым дирижером Эрфуртского театра; здесь же началась и его концертная деятельность. Репертуар молодого дирижера обогащался год от года. «Сила судьбы» и «Свадьба Фигаро», «Русалка» и «Тоска», классические симфонии и произведения современных авторов... Уже тогда критика признает Мазура дирижером с несомненным будущим. И вскоре он оправдывает этот прогноз своей работой на постах главного дирижера оперного театра в Лейпциге, дирижера Дрезденской филармонии, «генеральмузикдиректора» в Шверине и, наконец, главного дирижера театра «Комише опер» в Берлине.

То, что В. Фельзенштейн пригласил Мазура в число своих сотрудников, объяснялось не только возросшей репутацией дирижера, но и его интересными работами в музыкальном театре. Среди них были немецкие премьеры опер «Хари Янош» Кодаи, «Ромео и Юлия» Г. Зутермейстера, «Из мертвого дома» Якачека, возобновление опер «Радамист» Генделя и «Радость и любовь» Гайдна, постановки «Бориса Годунова» Мусоргского и «Арабеллы» Р. Штрауса. В «Комише опер» Мазур добавил к этому внушительному списку ряд новых работ, в том числе знакомую советским зрителям постановку «Отелло» Верди. Немало премьер и возобновлений провел он и на концертной эстраде; среди них новые произведения немецких композиторов — Эйслера, Чиленсека, Тильмана, Курца, Буттинга, Герстера. Вместе с тем его репертуарные возможности сейчас очень широки: только в нашей стране он исполнял произведения Бетховена, Моцарта, Гайдна, Шумана, Р. Штрауса, Респиги, Дебюсси, Стравинского и многих других авторов.

С 1957 года Мазур немало гастролирует за пределами ГДР. Он с успехом выступал в Финляндии, Нидерландах, Венгрии, Чехословакии и ряде других стран.

Л. Григорьев, Я. Платек, 1969

реклама

вам может быть интересно

Кент Нагано Дирижёры

Публикации

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Дата рождения

18.07.1927

Дата смерти

19.12.2015

Профессия

дирижёр

Страна

Германия

просмотры: 2821
добавлено: 06.01.2011



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть