Оранский (настоящая фамилия Гершов) Виктор Александрович (22 IV (4 V) 1899, Феодосия — 27 IX 1953, Москва) — советский композитор.
В 1915–18 учился в Московской консерватории по классу фортепиано у К. Н. Игумнова. Заведовал муз. частью 2-й студии МХТ (1923–25), Театра ВЦСПС (1932–36), Театра имени M. H. Ермоловой (1947–50) и др.
Преподавал музыкально-теоретические предметы в Институте ритмического воспитания (1921–23), муз. школах имени А. К. Глазунова и А. Н. Скрябина (1922–25), Хореографическом училище при Большом театре (1939–43).
Наиболее продуктивно работал в области сценических жанров. Музыка Оранского к драматическим спектаклям отличается точностью образных характеристик, изобретательной инструментовкой. Балеты Оранского сыграли заметную роль в становлении советского музыкально-хореографического искусства.
Сочинения:
опера «Бронепоезд 14–69» (по Вс. В. Иванову, не окончена), детская опера «Звезда радости» (1919, Москва, силами самодеятельности); оперетта «Ночные пауки» (1929); балеты — Футболист (1930, Большой театр), Три толстяка (по повести Ю. К. Олеши. 1935, там же), Виндзорские проказницы (по У. Шекспиру, 1942, Моск. муз. театр им. Станиславского и Немировича-Данченко); для оркестра, хора и чтеца — Восстание (по Э. Верхарну, 1922); для оркестра — сюиты из балетов «Футболист», «Три толстяка» (обе 1938); камерные ансамбли; фортепианные пьесы; романсы на стихи Р. Бёрнса, В. Я. Брюсова, С. А. Есенина, В. В. Маяковского и др.; музыка к спектаклям драм. театров (св. 60), в т. ч. к спектаклю «Дама-невидимка» Кальдерона (1924, 2-я студия МХТ), «12 месяцев» С. Я. Маршака (1947, МТЮЗ), «Пушкин» А. Глобы (1950, Театр им. М. Н. Ермоловой), «20 лет спустя» М. А. Светлова (1956, ЦДТ); музыка к фильмам (св. 30).
Литература: Файер Ю., О себе, о музыке, о балете, М., 1970.
M. M. Яковлев
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
Композитор Виктор Александрович Оранский получил музыкальное образование в Московской консерватории в классе К. Игумнова. В течение нескольких лет занимался преимущественно педагогической и концертмейстерской деятельностью. В 20-30-х годах заведовал музыкальной частью драматических, театров, писал музыку к спектаклям.
Работа в Хореографическом училище Большого театра Союза ССР дала Оранскому возможность детально изучить танцевальную музыку и специфику музыкальной драматургии балета.
В первом балете «Футболисты», написанном в 1930 году, Оранский отдал дань увлечению эксцентрической театральной формой; в балетах «Три толстяка» (1939) и «Виндзорские проказницы» (1942) обратился к традиционным формам классического балета и создал музыку, наделенную остроумными характеристиками, живую и удобную для сценического воплощения.
Л. Энтeлиc