Узбекский балет

Узбекский народ с древних времён имел развитую танц. культуру (как в фольклорной форме, так и в профессиональной - т.н. узбекский классический танец), оказавшую большое влияние на развитие совр. балетного искусства Узбекистана. Его формированию активно способствовали деятели рус. муз. культуры и театра. Передовые деятели узб. муз. искусства интересовались рус. нар. танцами и балетом. В 1909 известный артист Юсуп-Кизык Шакарджанов, показав в Петербурге труппе Мариинского театра ферганский классический танец "Катта-уйин", имел возможность познакомиться с балетными спектаклями, которые произвели на него большое впечатление. Ученица Шакарджанова - прославленная создательница и исполнительница узб. сценич. танца Тамара Ханум сыграла огромную роль в организации и становлении муз. балетного театра в республике. После Октябрьской революции 1917 началось активное развитие проф. хореографич. искусства, возрождение узб. классического танца.

В 1918 в Ташкенте силами рус. артистов и музыкантов была организована Рус. гос. опера (с 1929 - Театр оперы и балета им. Свердлова), при которой существовала небольшая балетная труппа, выступавшая в операх и с отдельными номерами в концертах. Её первыми самостоятельными работами были "Лебединое озеро" (в роли Одетты - Одиллии Н. И. Сальникова) и "Шехеразада" (балетм. М. Ф. Моисеев), оба - 1925. В труппе работали: балетмейстеры - И. И. Арбатов, П. К. Йоркин, А. Р. Томский (1937-48); артисты - Е. Е. Семёнова, Г. Покровская, В. Н. Губская, Т. Д. Кутасова, Н. А. Довгелли, Н. П. Егоров, В. И. Нежданов, Е. П. Новиков, Г. М. Галетко и др. В репертуар вошли: "Красный мак" (балетм. Ю. Рейнеке), "Саламбо"; "Ференджи" Яновского (оба - балетм. Арбатов), "Лебединое озеро", "Дон Кихот" (балетм. Йоркин), "Бахчисарайский фонтан", "Конёк-Горбунок", "Кавказский пленник", "Раймонда", "Тщетная предосторожность", "Лауренсия" (балетм. Томский) и др.

В 1926 по инициативе певца и театр. деятеля М. Кари-Якубова и Тамары Ханум была организована 1-я Узб. гос. передвижная концертно-этнографич. труппа (в 1929 преобразована в Узб. муз.-драм. театр), при которой Тамара Ханум создала танц. студию, где преподавали классич. танец. В студии, кроме Ханум, работали моск. педагог и балетмейстер К. А. Бек, артисты Театра оперы и балета им. Свердлова Егоров и Губская. В 1933 в Ташкенте была организована балетная школа (см. Узбекское хореографическое училище), где классический танец преподавали артисты Театра им. Свердлова и Е. К. Обухова, в прошлом артистка петерб. Мариинского театра. В 1940 Губская и Егоров пост. силами учащихся балет "Аистёнок". В 1933 в Узб. муз.-драм. театре был пост. первый нац. балет-пантомима "Пахта" Рославца (балетм. Бек и У. А. Камилов) - опыт создания многоактного спектакля средствами нар. хореографии. В 1939 был показан нац. балет - "Шахида" Таля (балетм. А. Томский, Камилов и М. Т. Тургунбаева).

В 1939 на базе Узб. муз.-драм. театра открылся Узб. гос. театр оперы и балета. В 1940 театр поставил нац. балет, надолго вошедший в его репертуар, - "Гуляндом" Брусиловского (балетм. Арбатов, Ханум, Камилов, Губская) и "Сердце гор" Баланчивадзе (балетм. Е. Н. Барановский). В этот период в балетной труппе были артисты, владевшие нар. узб. сценич. танцем (Тургунбаева, Р. З. Каримова, Ф. Х. Джалилова, Х. Р. Рахимова, Д. А. Алимов, А. И. Гафуров и др.), поэтому во всех спектаклях использовался главным образом узб. классич. или народно-характерный танец. В 1941 республиканскую балетную школу окончили молодые артистки Г. Б. Измайлова, Р. Урманцева, Н. П. Таршилова, но из-за отсутствия подготовленного кордебалета до 1943 они участвовали только в оперных спектаклях.

В 1943 по инициативе балетм. Ф. В. Лопухова был пост. балет "Акбиляк" Василенко, где в гл. партии птицы Семург выступила Измайлова.

В первое послевоенное десятилетие в развитии узб. балета были достигнуты значительные успехи. При театре балетм. Йоркин (возглавлял труппу с 1944) создал балетную студию. Учащиеся студии и выпускники балетной школы составили ядро труппы. В 1945 был пост. 3-й акт "Лебединого озера", в 1947 - "Коппелия". В 1947 было осн. Узб. хореографич. училище, выпускники которого впоследствии составили основную часть трупп Театра им. Навои, а позже Самаркандского театра. В 1948-51 при Моск. хореографич. училище работала узб. балетная студия (педагоги М. А. Кожухова и Н. И. Тарасов), которую окончили мн. известные артисты узб. балета. В 1948 Узб. театр оперы и балета и Театр оперы и балета им. Свердлова слились и стали называться Театром им. А. Навои. Балетная труппа укрепилась. Были пост. балеты "Конёк-Горбунок", "Бахчисарайский фонтан", "Красный мак", "Лебединое озеро", балет из жизни совр. Узбекистана - "Балерина" Мушеля (1949, балетм. Йоркин). В 1940 - нач. 50-х гг. выдвинулись артисты, отличавшиеся яркой танц. и актёрской индивидуальностью, - Измайлова, Г. Н. Маваева, Х. А. Камилова, К. Ю. Юсупова, Л. А. Баширова, Б. К. Завьялов. Выпускницы Узб. хореографич. училища Т. Г. Литвинова пост. "Юность" Чулаки и "Эсмеральду" (оба - 1951), Губская - "Берег счастья" и "Спящую красавицу" (оба - 1953).

Приход в труппу в 1954 первых выпускников Узб. хореографич. училища позволил существенно обновить её состав и ввести в репертуар новые классич. балеты ("Жизель", 1957; "Шопениана", 1960, и др.). Ведущие солисты в 50-60-х гг. - Измайлова, Б. Р. Кариева, Х. А. Камилова, Ф. Кайдани, Д. Б. Арипова, Н. И. Подчикова, В. Я. Проскурина, Л. А. Миальная, Р. З. Курмаева, С. Р. Тангуриева, Р. Т. Тангуриев, А. Н. Назруллаев, Р. С. Султанов, Б. У. Усманкулов, В. М. Корсунцев, А. Г. Абдурахманов, Ю. А. Шутов, К. С. Сагатов, В. А. Васильев. Репертуар пополнился балетами "Лебединое озеро" (в ред. В. П. Бурмейстера, балетм. Завьялов и Измайлова), "Ойниса" Д. Закирова и Б. Ф. Гиенко (балетм. Т. Г. Литвинова), "Маскарад" (балетм. И. В. Смирнов), "Мечта" Акбарова (балетм. Измайлова и Завьялов).

К нач. 70-х гг. вырос проф. уровень труппы. В её репертуар прочно вошли балеты классич. наследия ("Дон Кихот", "Лебединое озеро", "Жизель", "Шопениана", "Корсар") и сов. балеты ("Бахчисарайский фонтан", "Барышня и хулиган", "Доктор Айболит", "Анна Каренина" и др.). Были созданы новые нац. балеты: "Тановар" Козловского (1971, балетм. Н. С. Маркарьянц), "В долине легенд" Мусаева (1977, балетм. Ю. В. Папко и Ю. Скотт). Вместе в ведущими солистами в труппе стали работать молодые исполнители: Р. Р. Муратова, И. И. Контяво, В. А. Егай, Х. Ф. Шамсутдинов, Р. В. Куприев, Х. Базоров, Н. Зенкина, Л. Талдыкина, Т. Стадник и др. В 1978 Кариева создала творч. группу Молодой балет театра Навои, экспериментирующую в области языка нац.-классич. танца. В 1964 в республике был создан Самаркандский театр оперы и балета. Его организатором и первым художеств. руководителем был узб. композитор и дирижёр нар. арт. СССР М. А. Ашрафи. Труппа театра создала неск. новых нац. балетов: "Дракон и солнце" Зейдмана (1967, балетм. Т. К. Дусметов), "Самаркандская легенда" Мушеля (1970, балетм. А. М. Муминов), "Сказание о Рустаме" Ашрафи (1977, балетм. С. Ш. Бурханов).

Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981

реклама

вам может быть интересно

Flic-flac, флик-фляк Балет и танец
Чтение с листа Термины и понятия

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реверанс Балет и танец
Пение Опера, вокал, пение
Arabesque, арабеск Балет и танец
Граммофонная пластинка Музыкальные инструменты
Нотный стан Термины и понятия
Рояль Музыкальные инструменты
Мелодекламация Термины и понятия
Неоромантизм Термины и понятия
Кобыз Музыкальные инструменты
Экспромт Музыкальные жанры

Реклама

Категории словаря

балет и танец, национальные культуры

просмотры: 4848
добавлено: 16.07.2011



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть