Узбекский балет

Узбекский народ с древних времён имел развитую танц. культуру (как в фольклорной форме, так и в профессиональной - т.н. узбекский классический танец), оказавшую большое влияние на развитие совр. балетного искусства Узбекистана. Его формированию активно способствовали деятели рус. муз. культуры и театра. Передовые деятели узб. муз. искусства интересовались рус. нар. танцами и балетом. В 1909 известный артист Юсуп-Кизык Шакарджанов, показав в Петербурге труппе Мариинского театра ферганский классический танец "Катта-уйин", имел возможность познакомиться с балетными спектаклями, которые произвели на него большое впечатление. Ученица Шакарджанова - прославленная создательница и исполнительница узб. сценич. танца Тамара Ханум сыграла огромную роль в организации и становлении муз. балетного театра в республике. После Октябрьской революции 1917 началось активное развитие проф. хореографич. искусства, возрождение узб. классического танца.

В 1918 в Ташкенте силами рус. артистов и музыкантов была организована Рус. гос. опера (с 1929 - Театр оперы и балета им. Свердлова), при которой существовала небольшая балетная труппа, выступавшая в операх и с отдельными номерами в концертах. Её первыми самостоятельными работами были "Лебединое озеро" (в роли Одетты - Одиллии Н. И. Сальникова) и "Шехеразада" (балетм. М. Ф. Моисеев), оба - 1925. В труппе работали: балетмейстеры - И. И. Арбатов, П. К. Йоркин, А. Р. Томский (1937-48); артисты - Е. Е. Семёнова, Г. Покровская, В. Н. Губская, Т. Д. Кутасова, Н. А. Довгелли, Н. П. Егоров, В. И. Нежданов, Е. П. Новиков, Г. М. Галетко и др. В репертуар вошли: "Красный мак" (балетм. Ю. Рейнеке), "Саламбо"; "Ференджи" Яновского (оба - балетм. Арбатов), "Лебединое озеро", "Дон Кихот" (балетм. Йоркин), "Бахчисарайский фонтан", "Конёк-Горбунок", "Кавказский пленник", "Раймонда", "Тщетная предосторожность", "Лауренсия" (балетм. Томский) и др.

В 1926 по инициативе певца и театр. деятеля М. Кари-Якубова и Тамары Ханум была организована 1-я Узб. гос. передвижная концертно-этнографич. труппа (в 1929 преобразована в Узб. муз.-драм. театр), при которой Тамара Ханум создала танц. студию, где преподавали классич. танец. В студии, кроме Ханум, работали моск. педагог и балетмейстер К. А. Бек, артисты Театра оперы и балета им. Свердлова Егоров и Губская. В 1933 в Ташкенте была организована балетная школа (см. Узбекское хореографическое училище), где классический танец преподавали артисты Театра им. Свердлова и Е. К. Обухова, в прошлом артистка петерб. Мариинского театра. В 1940 Губская и Егоров пост. силами учащихся балет "Аистёнок". В 1933 в Узб. муз.-драм. театре был пост. первый нац. балет-пантомима "Пахта" Рославца (балетм. Бек и У. А. Камилов) - опыт создания многоактного спектакля средствами нар. хореографии. В 1939 был показан нац. балет - "Шахида" Таля (балетм. А. Томский, Камилов и М. Т. Тургунбаева).

В 1939 на базе Узб. муз.-драм. театра открылся Узб. гос. театр оперы и балета. В 1940 театр поставил нац. балет, надолго вошедший в его репертуар, - "Гуляндом" Брусиловского (балетм. Арбатов, Ханум, Камилов, Губская) и "Сердце гор" Баланчивадзе (балетм. Е. Н. Барановский). В этот период в балетной труппе были артисты, владевшие нар. узб. сценич. танцем (Тургунбаева, Р. З. Каримова, Ф. Х. Джалилова, Х. Р. Рахимова, Д. А. Алимов, А. И. Гафуров и др.), поэтому во всех спектаклях использовался главным образом узб. классич. или народно-характерный танец. В 1941 республиканскую балетную школу окончили молодые артистки Г. Б. Измайлова, Р. Урманцева, Н. П. Таршилова, но из-за отсутствия подготовленного кордебалета до 1943 они участвовали только в оперных спектаклях.

В 1943 по инициативе балетм. Ф. В. Лопухова был пост. балет "Акбиляк" Василенко, где в гл. партии птицы Семург выступила Измайлова.

В первое послевоенное десятилетие в развитии узб. балета были достигнуты значительные успехи. При театре балетм. Йоркин (возглавлял труппу с 1944) создал балетную студию. Учащиеся студии и выпускники балетной школы составили ядро труппы. В 1945 был пост. 3-й акт "Лебединого озера", в 1947 - "Коппелия". В 1947 было осн. Узб. хореографич. училище, выпускники которого впоследствии составили основную часть трупп Театра им. Навои, а позже Самаркандского театра. В 1948-51 при Моск. хореографич. училище работала узб. балетная студия (педагоги М. А. Кожухова и Н. И. Тарасов), которую окончили мн. известные артисты узб. балета. В 1948 Узб. театр оперы и балета и Театр оперы и балета им. Свердлова слились и стали называться Театром им. А. Навои. Балетная труппа укрепилась. Были пост. балеты "Конёк-Горбунок", "Бахчисарайский фонтан", "Красный мак", "Лебединое озеро", балет из жизни совр. Узбекистана - "Балерина" Мушеля (1949, балетм. Йоркин). В 1940 - нач. 50-х гг. выдвинулись артисты, отличавшиеся яркой танц. и актёрской индивидуальностью, - Измайлова, Г. Н. Маваева, Х. А. Камилова, К. Ю. Юсупова, Л. А. Баширова, Б. К. Завьялов. Выпускницы Узб. хореографич. училища Т. Г. Литвинова пост. "Юность" Чулаки и "Эсмеральду" (оба - 1951), Губская - "Берег счастья" и "Спящую красавицу" (оба - 1953).

Приход в труппу в 1954 первых выпускников Узб. хореографич. училища позволил существенно обновить её состав и ввести в репертуар новые классич. балеты ("Жизель", 1957; "Шопениана", 1960, и др.). Ведущие солисты в 50-60-х гг. - Измайлова, Б. Р. Кариева, Х. А. Камилова, Ф. Кайдани, Д. Б. Арипова, Н. И. Подчикова, В. Я. Проскурина, Л. А. Миальная, Р. З. Курмаева, С. Р. Тангуриева, Р. Т. Тангуриев, А. Н. Назруллаев, Р. С. Султанов, Б. У. Усманкулов, В. М. Корсунцев, А. Г. Абдурахманов, Ю. А. Шутов, К. С. Сагатов, В. А. Васильев. Репертуар пополнился балетами "Лебединое озеро" (в ред. В. П. Бурмейстера, балетм. Завьялов и Измайлова), "Ойниса" Д. Закирова и Б. Ф. Гиенко (балетм. Т. Г. Литвинова), "Маскарад" (балетм. И. В. Смирнов), "Мечта" Акбарова (балетм. Измайлова и Завьялов).

К нач. 70-х гг. вырос проф. уровень труппы. В её репертуар прочно вошли балеты классич. наследия ("Дон Кихот", "Лебединое озеро", "Жизель", "Шопениана", "Корсар") и сов. балеты ("Бахчисарайский фонтан", "Барышня и хулиган", "Доктор Айболит", "Анна Каренина" и др.). Были созданы новые нац. балеты: "Тановар" Козловского (1971, балетм. Н. С. Маркарьянц), "В долине легенд" Мусаева (1977, балетм. Ю. В. Папко и Ю. Скотт). Вместе в ведущими солистами в труппе стали работать молодые исполнители: Р. Р. Муратова, И. И. Контяво, В. А. Егай, Х. Ф. Шамсутдинов, Р. В. Куприев, Х. Базоров, Н. Зенкина, Л. Талдыкина, Т. Стадник и др. В 1978 Кариева создала творч. группу Молодой балет театра Навои, экспериментирующую в области языка нац.-классич. танца. В 1964 в республике был создан Самаркандский театр оперы и балета. Его организатором и первым художеств. руководителем был узб. композитор и дирижёр нар. арт. СССР М. А. Ашрафи. Труппа театра создала неск. новых нац. балетов: "Дракон и солнце" Зейдмана (1967, балетм. Т. К. Дусметов), "Самаркандская легенда" Мушеля (1970, балетм. А. М. Муминов), "Сказание о Рустаме" Ашрафи (1977, балетм. С. Ш. Бурханов).

Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981

реклама

вам может быть интересно

Певчий дьяк Церковная музыка
Подобен Церковная музыка

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Кувиклы Музыкальные инструменты
Клавикорд Музыкальные инструменты
Бурлеска Музыкальные жанры
Хоральная обработка Термины и понятия
Контрданс Музыкальные жанры
Obligato, облигато Термины и понятия
Конкурсы балетные Балет и танец
Поклон Балет и танец
Размер музыкальный Термины и понятия

Реклама



Категории словаря

балет и танец, национальные культуры

просмотры: 7288
добавлено: 16.07.2011



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть