Корейский классический танец

Зарождение танцевального искусства в Корее связано с земледельч. празднествами и обрядовыми играми, которые сопровождались пением и плясками. В их основе - аллегорич. воспроизведение явлений природы и трудовых процессов. Постепенно музыка и танец выделялись в самостоят. виды искусства. Один из древнейших - танец в маске - тхальчхум. Особенно был популярен воинственный танец с мечом ("Пляска Хван Чхана"), в котором исполнитель в маске юного силлаского воина Хван Чхана изображал в танце его подвиг. Известны и др. древние танцы - "Песня и танец Чхоёна" (кон. 9 в.), о борьбе героя со злым духом, танец в золотой маске "Тэмён", групповой танец в масках "Сокток", танец льва "Санъе" и др. Из танца в маске в 14-15 вв. сложился нар. театр масок - камёнгык. Ср.-век. корейские гистрионы (квандэ) сыграли важную роль в развитии устной традиции нар. театра. Музыканты, танцовщики и акробаты владели искусством слова и жеста, пения. С ними связано развитие песенного творчества пхансори, представлявшего собой в 17-18 вв. раннюю форму чхангыка - нар. муз. драмы традиционного корейского театра. Чхангык органически сочетает в себе элементы пения - чхан, нац. танца - паллим и специфич. манеры игры - норымсэ, которая представляет собой танцевально-драматич. действие.

В отличие от искусства многих народов Вост. Азии кор. танец не имеет системы условных жестов: его движения - непосредственное выражение эмоций исполнителя. Чувство выражается сдержанно: движения плавны, медлительны, ноги как бы с трудом отрываются от пола, взор потуплен. Кор. танец не имеет быстрой смены ритмов.

К. к. т. как вид сценич. искусства вобрал в себя элементы крестьянских празднеств, ритуальных обрядов, плясок квандэ. Попытки создания проф. школы К. к.т. связаны с именем танцовщицы Чхве Сынхи (Цой Сын Хи). В 1929-32 под её руководством в Сеуле работала танцевальная школа-студия, в которой собирали и изучали корейский народный и классический танцы. Первые работы этой студии - "Танец с барабанами", "Танец с мечами".

После образования КНДР в 1946 в Пхеньяне была создана студия, где впервые ставились не только танцы, но и танц. представления: в "Песне освобождения" К. к. т. сочетался с танцем современным; в 1949 был пост. первый балетный спектакль "Песнь о крепости Панъявольсон" Чхве Оксама, в 1951 - его героич. хореографич. пьеса "Мать Кореи". Образ матери, созданный в ней, вырастал в символич. образ корейской женщины, борющейся против амер. захватчиков. В годы войны студия выступала в воинских частях. С 1952 - Гос. балетная студия; пост. балеты "Сказание о крепости Садосон" Чхве Оксама (1953, сценарий и пост. Чхве Сынхи), "Под ясным небом" Чхве Оксама, Ли Сока, Ким Мунсона (1956, сценарий и пост. Чхве Сынхи). В том же году студия объединилась с факультетом хореографич. искусства Художеств. института и выделилась в самостоят. Пхеньянское хореографич. училище с отделением нац. классического и классического европейского танца (курс обучения - 9 лет). Училищем были пост. "Лебединое озеро" (1956), "Красное знамя" (1959, сцен. Чхве Гая, по пьесе Сон Ёна "Патриот") - первый балет об антияпонской вооружённой борьбе. В 1948 в Пхеньяне был основан Гос. художеств. театр (ГХТ) - ведущий муз. театр страны. Здесь ставились совр. оперы - кагык, балеты и классическая муз. драма - чхангык. В кон. 60 - нач. 70-х гг. гл. балетмейстер театра Ю Ёнгын, балетм. Ан Сонхи. На сцене театра часто показываются балетные спектакли Пхеньянского хореографического училища. Значительным событием стала пост. балета "Сказание об озере Оннан" (1958, сцен. Чхве Сынхи, балетм. и исполнитель гл. партии Ан Сонхи). Среди др. работ театра: "Полевые цветы" Хван Хаккына (1954), "Сим Чхон" (1954) и "Новое отправление" Ким Ёнгю (1960, балетм. Чон Догвон и Ким Суджо), "Ке Ворхян" Ли Сека (1961, сцен. и пост. Чхве Сынхи), "Партизанская дочь" ("Дочь партизанского отряда", 1962, музыка Им Гынмёна и др., сцен. Ке Минсона, балетм. Ан Сонхи), "Красный цветок с берегов Меконга" (1967). В ГХТ были предприняты попытки воссоздания спектаклей классич. муз. драмы чхангык, для этого была создана труппа "Хёмнюльдан" под руководством комп. Ан Гиока. В 1952 эта труппа образовала ядро Гос. театра нац. искусства. Театр ставит перед собой задачу изучения, сохранения и развития старинных форм нар. муз. искусства, в т. ч. и танцев в маске - тхарён и тхальчхум.

Почти во всех провинциях КНДР были созданы стационарные музыкально-хореографич. коллективы, ставившие совр. балетные спектакли (в сочетании К. к. т. с европ.). В 1961 Художеств. театр провинции Хамгён-Намдо пост. балет "Когда придёт рассвет". В основе спектакля, посв. антияпонской борьбе, - нар. песня "Тондоллари" и нар. танцы этой провинции. В том же году Художеств. театр провинции Хванхэ-Пукто создал спектакль "Чо Окхи" Ли Мунына, посв. памяти землячки, ставшей нац. героиней (сцен. Пак Чихун, балетм. На Сукхи). Балет "Герои Напхальсана" Ян Гибона, пост. в 1961 Художеств. театром провинции Канвондо, рассказывает о подвигах воинов Нар. армии.

В 1959 основан Ансамбль песни и танца. Среди его пост. 1965-66: "Дочь Вьетнама", "Героическая земля Куба", "Трудный поход". Известность получил спектакль Ансамбля песни и танца провинции Пхёнан-Пукто "Воспоминание" (1963) - о тяжёлом прошлом кор. народа (музыка Пэк Тосона и др., балетм. Ким Донгын и Хон Доктхэк).

Южная Корея. В Юж. Корее танц. искусство, как нац., так и европ., развивается в неблагоприятных условиях. До кон. 50-х гг. существовала острая борьба между разл. направлениями в хореографии. Сторонники модернизации танцев и их противники составили две организации - "Южнокор. ассоциацию танцовщиков" и "Ассоциацию танц. искусства". Модернизация К. к. т. стала насаждаться повсеместно. В 1959 была создана Южнокорейская хореографич. ассоциация, которая продолжает свою работу. С 1962 её возглавляет балетм. Сон Бом, инициатор создания в Сеуле Гос. балетной труппы (1961) и Хореографич. института (1962). В репертуаре балетной труппы произв. южнокор. композиторов, в т. ч. балет "Синяя верхняя рубашка" Чхве Чхагвона (1961, сцен. Хван Хи, балетм. Чу Ри). В 1966 труппа показала 8 представлений. Частные балетные труппы, стремящиеся сохранить традиции К. к. т., чаще выступают за границей. Группа ансамбля "Самчхолли" выступала в США, там же выступала группа артистов ансамбля песни и танца "Ариран" под рук. Квон Есона. В 1962 К-том по делам культуры г. Сеула была учреждена премия в области хореографии. Среди лауреатов 1962-67: Чин Субан, Ким Бэкпон, Им Соннам, Каан Сонъён, Хан Ёнсук и Чо Тхэгвон. Большинство из них стремится к модернизации К. к. т. Однако некоторые теоретики и практики танц. искусства (Ким Синок, Ли Гынсон, Мин Чхонсик, Ким Ёнсик и др.) продолжают сохранять традиции К. к. т.

Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981

реклама

вам может быть интересно

Мелизмы Термины и понятия
Война буффонов Течения в искусстве

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Дайра Музыкальные инструменты
Инструментовка Термины и понятия
Принципал Музыкальные инструменты
Бандура Музыкальные инструменты
Пастораль Музыкальные жанры
История музыки Термины и понятия
Модернизм Термины и понятия
Мелодекламация Термины и понятия
Хормейстер Опера, вокал, пение
Албанская музыка Национальные культуры

Реклама

Категории словаря

балет и танец, национальные культуры

просмотры: 3698
добавлено: 30.04.2011



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть