Образ хореографический

Целостное выражение в танце чувства и мысли, человеческого характера. Образный танец содержателен, эмоционален, наполнен внутренним смыслом. Он всегда говорит о человеке, о народе, о стране, о времени. Создать О. х. - значит обрисовать в танце действие или характер, воплотить на основе правдивого выражения чувства определённую идею. Танец, лишённый образности, сводится к голой технике, к бессмысленным комбинациям движений (см. Формализм). В образном же танце техника одухотворяется, становится выразит. средством, помогает раскрытию содержания.

Образное начало присуще простейшим бытовым и нар. танцам, проявляясь в их эмоциональной наполненности и содержательной характерности, а иногда и в изобразит. элементах. В балете О. х. нередко тождествен действующему лицу, персонажу спектакля. Его танцевально- пластич. характеристика складывается на протяжении действия из разнообразных эпизодов, позволяющих раскрывать мн. грани характера (напр., образ Спартака в пост. балетм. Ю. Н. Григоровича показан в страданиях и в борьбе, в боях и в любви, в отношениях с поработителями и с гладиаторами, с Фригией и с Крассом, каждый эпизод спектакля прибавляет что-то новое к его характеристике). Балетный спектакль - это система О. х., взаимосвязанных в едином драматич. конфликте. Гл. средство создания О. х. - действенный танец (сольный, ансамблевый, массовый), но важную роль могут играть также пантомима и дивертисментный танец (см. Дивертисмент). О. х., созданный солистом, изображающим тот или иной персонаж, нередко дополняется также участием кордебалета (напр., в "Легенде о любви" балетм. Григорович использует кордебалет в качестве некоего эмоционального "резонатора", усиливающего образное "звучание" танца солистов). О. х. рождается как органич. сплав разл. выразит. элементов, приёмов и средств, возникающий на основе единства человеческого характера и воплощающий действие и идею спектакля.

Основа О. х. - текст, сочинённый балетмейстером. Но в воспроизведении исполнителей этот текст получает ту или иную интерпретацию, которая может обогащать и углублять или, наоборот, обеднять и искажать О. х., созданный балетмейстером. Исполнит. творчество активно, танцовщик воссоздаёт не только балетмейстерский текст, но вкладывает в танец своё понимание характера героя, жизни в целом, одухотворяя хореографич. текст и проявляя в этом свою индивидуальность. Вместе с тем О. х., создаваемый артистом балета, не произволен. Он существует как раскрытие балетмейстерского замысла, воплощённого в рисунке танца.

Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981

реклама

вам может быть интересно

Турецкая музыка Национальные культуры

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Ташкент Города
Полутон Термины и понятия
Перекидное жете Балет и танец
Барселона Города
Флексатон Музыкальные инструменты
Акын Термины и понятия
Контрданс Музыкальные жанры
Мюзик-холл Музыкальные жанры
Болеро Музыкальные жанры
Стретта Термины и понятия

Реклама

Категории словаря

балет и танец

просмотры: 5475
добавлено: 14.07.2011



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть