Шведский балет

Первое балетное представление в постановке франц. балетм. А. де Больё и в исполнении придворных состоялось при королевском дворе в 1638. За ним последовали другие, приуроченные к дворцовым празднествам, в т. ч. в 1649-51 ряд "масок" в пост. поэта Г. Шернъельма ("Торжествующий Парнас" и др.). В 1667 был открыт первый публичный театр. В 70-90-х гг. при короле-пуританине Карле XI спектакли прекратились. Они возобновились в нач. 18 в. силами франц. артистов. В 1724-27 в Стокгольме выступала труппа Ж. Ланде. В 1773 был основан театр Королевской оперы. Его труппу (Королевский шведский балет) возглавил Л. Галлодье, который ставил танцы в операх и дивертисменты. К сер. 80-х гг. труппа увеличилась с 24 человек до 72. В репертуаре появились балеты ученика и последователя Ж. Ж. Новера Ант. Бурнонвиля: "Рыбаки" Крауса (1789) и др. В 90-х гг. Ж. Маркаде пост. ряд собств. пантомимных балетов и возобновил балеты М. Гарделя ("Мирза и Линдор", 1793, и др.). Ведущими артистами были: танцовщицы Дж. Басси, Х. Йортсберг; танцовщики Ант. Бурнонвиль и Ш. Л. Дидло (1786-89), вскоре покинувший Швецию. В нач. 19 в. Королевская опера имела сильную труппу, но балеты ставили иностранцы: Л. Деланд (1809-16 и 1818-20), Ф. Тальони (1818), в 1820-х гг. А. И. Каре, Дж. Амброзини, П. Леде, воспроизводившие спектакли Новера, Ж. Доберваля, Л. Милона, Л. Дюпора. Первый швед. балетмейстер - А. Селиндер (1830-50-е гг.). Он стремился сформировать нац. репертуар, одновременно знакомя зрителя со знаменитыми романтич. балетами ("Жизель" и др.). При нём состоялись гастроли М. Тальони, выступившей в балетах отца: "Озеро фей" Обера и Келлера (1841) и "Сильфида" (1843). В собств. пост. Селиндер использовал романтич. мотивы - "Альхильд, или Чудесная лира" (1839) и "Рыбак и наяда" (1853) Шварца, обращался к швед. нар. танцам, которые тщательно изучал и собирал. Поставленный им балет "Люди из Вермланда" Ранделя (1846), основанный на песенном и танц. фольклоре, продержался в репертуаре до 1964. В 40-60-е гг. 19 в. исполнялись балеты Авг. Бурнонвиля - "Свадебный поезд в Хардангере" Паулли (1857), "Праздник цветов в Дженцано" Хельстеда и Паулли (1860) и др. Ведущей балериной была Ш. Норберг, известность получил танцовщик Х. Иогансон, выступивший партнёром М. Тальони и уехавший с ней (работал в России в 1841-1903). В 1856-62 и 1890-94 труппой руководил С. Лунд, в 60-х гг. - Т. Мартин, в 70-80-х - Т. Маркль, в 90-х - М. Глаземан, в нач. 20 в. - О. Зёбиш. С 60-х гг. 19 в. балету в Королев. оперном театре уделялось всё меньше внимания, ставились преим. дивертисменты и танцы в операх. Ведущей балериной была Х. Лунд. Интерес к танцу стал возрождаться после выступлений в Стокгольме А. Дункан (1906), А. П. Павловой (1908) и особенно после того как в 1913-15 М. М. Фокин пост. ряд балетов ("Сильфиды", "Шехеразада", "Карнавал") и показал в них молодых артистов: танцовщицу Е. Хассельквист и танцовщика Ж. Бёрлина. Хассельквист, Бёрлин и К. Ари вошли в состав труппы Шведский балет, организованной Р. де Маре и работавшей в 1920-25 в Париже. Ари впоследствии сыграла также выдающуюся роль в развитии швед. балета, основав фонд поддержки артистов балета и учеников балетной школы. Репертуар труппы состоял из балетов Бёрлина с музыкой франц. композиторов, в оформлении франц. художников (Ф. Леже, Ф. Пикабия и др.): "Новобрачные на Эйфелевой башне" Орика, Мийо, Тайфер, Онеггера, Пуленка (1921), "Человек и его желание" Мийо (1921), "Кувшин" Казеллы (1924) и др. В балете "Ночь на Ивана Купала" Альвена (1920) был использован швед. фольклор. Отдельные пост. Бёрлина были включены в репертуар Королевского швед. балета. В 1927-31 поляк Я. Цеплиньский пост. ряд классич. балетов; работавший в труппе с 1931 балетмейстер Ю. Альго - балеты Фокина и собственные: "Казанова" Пик-Манджагалли (1937), "Орфей в городе" Русенберга (1938); в 1940-х гг. финский балетмейстер Г. Ге пост. ряд балетов Петипа в упрощённой редакции с подчёркиванием зрелищных моментов. Ведущие исполнители 20-40-х гг.: танцовщицы - Л. Стайер, Э. Хольмберг, С. Ольсон, Б. Аппельгрен, Т. Лагерборг; танцовщики - Э. Страндин, С. Тропп, О. Торесен, К. Г. Крусе, Т. Родин. В 40-х гг. Королевский швед. балет был в упадке, постоянного репертуара не было, танцовщики выступали преим. в операх. Интерес зрителей переключился на выступления представителей нем. "свободного танца" М. Вигман, К. Йосса, Х. Кройцберга. Опыт гастролёров был использован молодыми швед. хореографами, в частности Б. Кульберг и И. Крамером, которые организовали в 1946 Шведский танцевальный театр с репертуаром из собств. балетов. В нач. 50-х гг. Королевский швед. балет вступил в период реформ. В школе при Королевском оперном театре стали работать А. и Н. Козловские. А. Тюдор, возглавлявший труппу в 1949-50, пост. ряд своих балетов и "Жизель". Англичанка М. Скипинг, руководившая труппой в 1953-62, реорганизовала её, возобновила балеты классич. наследия ("Лебединое озеро", "Спящую красавицу") и М. М. Фокина. С участием швед. балетмейстеров началось формирование нац. репертуара. Кульберг пост. балеты: "Фрёкен Юлия" (1950); "Медея" на муз. Б. Бартока (1950), "Ромео и Джульетта" (1955); "Женщина с моря" Рисагера, "Одиссея" Энглунда, "Адам и Ева" (все - 1961), "Саломея" (1964) Русенберга и др. Крамер пост. балеты: "Блудный сын" Альвена (1957), "Липа" Ларсона (1958), "Водяной" Лундстена (1973), "Петя и волк" Прокофьева (1975). Балетмейстер Б. Окессон, работающая в стиле танца модерн, пост. балеты: "Сизиф" (1957) и "Минотавр" (1958) Блумдаля, "Икар" Бека (1963), "Навсикая" Лидхольма (1966) и др. Ряд балетов, в которых используется танец модерн, пост. М. Осберг. Труппу Королевского швед. балета возглавляли: в 1963-64 А. Тюдор и художеств. совет в составе Кульберг, Окессон и А. М. Лагерборг, в 1964-66 - Б. Макдональд, в 1967-71 - Э. Брун, в 1972-75 - Дж. Мур, с 1976-Крамер. Репертуар обогатился балетами Л. Ф. Мясина ("Парижское веселье" на муз. Ж. Оффенбаха, 1956), Дж. Баланчина ("Симфония до-мажор" на муз. Ж. Бизе, 1960), К. Макмиллана ("Ромео и Джульетта", 1969), Ю. Н. Григоровича ("Каменный цветок", 1962), А. Тюдора ("Эхо труб" на муз. Б. Мартину, 1963), Х. Лимона ("Павана мавра", 1972), Ф. Аштона ("Сон" на муз. Мендельсона, 1975), Г. Тетли ("Обними тигра и уйди в горы" на муз. Суботника, 1971), Э. Фелда ("В полночь" на муз. Малера, 1973), Дж. Кранко ("Онегин" на муз. Чайковского, 1976; "Укрощение строптивой" на муз. Скарлатти в аранж. Штольце, 1979); У. Бёрка (ряд номеров в 1978); Ф. Флиндта ("Дуэль" Бентсона, 1977), а также И. Килиана, Р. Пти, О. Арайса и др. Ведущие артисты 40-60-х гг.: танцовщицы - Г. Линдгрен, Э. Раш, А. М. Лагерборг, Э. М. фон Розен, М. Орландо, Г. Андерсон, И. Броссе, В. Юнг, Б. Шёльд, К. Сюльван; танцовщики - Т. Родин, Б. Хольмгрен, бр. М. и Ю. Менгарелли, К. Селлинг, В. Клавсен, Н. Винквист; 70-х гг.: танцовщицы - Л. Арвидсон, А. Видерсхайм Пауль, Ч. Лидстрём, М. Ланг, А. Альханко, А. Стрювер, К. Коге; танцовщики - Н. О. Хегбум, Й. Коге, П. А. Сегерстрём, М. Ског, Н. Эк, И. Киш, Й. Графф. В течение ряда лет в труппе работает в качестве педагога О. В. Лепешинская. Балетной школой при Королевской опере руководит Ё. Свальберг. Помимо Королевского швед. балета имеются труппы: "Кульберг-балеттен" (с 1967) и "Крамер-балеттен" (с 1968). В "Стура-театер" в Гётеборге в 1920-50 ставились отдельные спектакли, в 1969-70 активно работали К. Борг и У. Гадд, в 1970-76 ряд балетов пост. Э. М. фон Розен ("Лебединое озеро"; "Картинки с выставки" на муз. М. П. Мусоргского, возобновление спектакля Бурнонвиля "Неаполь"), в 1977-78 У. Гадд ("Кристина" на муз. эпохи барокко и др.). В Городском театре Мальмё имеется труппа под руководством К. Борга. С 1973 издаётся ежеквартальный сборник "Данс" (ред. Б. Хегер, который с 1952 является также директором Стокгольмского музея танца). Ведущие критики - А. Г. Стале, Л. Сведин.

Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981

реклама

вам может быть интересно

Ars nova, арс нова Течения в искусстве
Регент Церковная музыка

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Отыгрыш Термины и понятия
Киргизская музыка Национальные культуры
Гамма Черномора Термины и понятия
Норвежская музыка Национальные культуры
Ars nova, арс нова Течения в искусстве
Звукозапись Термины и понятия
Экспозиция Термины и понятия
Фолия Музыкальные жанры
Вступление Термины и понятия

Реклама

Категории словаря

балет и танец, национальные культуры

просмотры: 2793
добавлено: 17.07.2011



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть