Веризм

итал. verismo, от vero — истинный, правдивый

Течение в итальянской литературе и искусстве конца XIX века. Возникло на рубеже 80-х гг. (литературный манифест писателей-веристов — 1880). Принципы литературного веризма (Дж. Верга, Л. Капуана, Д. Чамполи) сходны с идеями французского натурализма: изображение повседневного быта, психологических переживаний героев, внимание к тёмным сторонам жизни городской и сельской бедноты, строго научный подход к изучению фактов наряду с отказом от широких идейных обобщений, позитивистским «объективизмом», нежеланием «выносить приговор» социальным порокам современного общества.

Музыкальный веризм возник под влиянием литературного и представлен главным образом оперным творчеством П. Масканьи, Р. Леонкавалло и отчасти Дж. Пуччини. Предпосылки для возникновения оперного веризма можно обнаружить в реалистических операх французских и итальянских композиторов второй половины XIX века («Кармен» Ж. Бизе, «Травиата» Дж. Верди). Сюжет популярной новеллы Дж. Верги «Сельская честь» послужил основой для либретто одноименной «деревенской драмы» Масканьи (1890). Другой образец нового оперного стиля — «Паяцы» Леонкавалло (1892) — остро драматичная опера-новелла из жизни деревенских комедиантов Южной Италии.

К высшим достижениям итальянского оперного веризма относится ряд опер Пуччини, продолжавших реалистические традиции Верди: «Манон Леско» (1893), «Богема» (1896), «Тоска» (1900), «Мадам Баттерфляй» (1904). Однако далеко не всё в этих операх отвечает эстетическим нормам веризма, а в поздних операх («Джанни Скикки», 1919, «Турандот», 1924) Пуччини во многом отходит от принципов веристского театра.

Представителями веристского направления были также композиторы У. Джордано, Н. Спинелли, Ф. Чилеа, Ф. Альфано (в ранних сочинениях), Р. Дзандонаи и др. Влияние итальянского веризма сказалось и в оперной культуре Германии («Долина» Э. д'Альбера, 1903), Франции («Луиза» Шарпантье, 1900, ряд опер А. Брюно, поздние оперы Ж. Массне).

В итальянских веристских операх заметен отход от героико-романтических традиций В. Беллини, раннего Дж. Верди, ослабление социально-критического пафоса, отказ от масштабных народных хоровых сцен. Как и представителей литературного веризма, композиторов привлекают главным образом психологические переживания героев, картины повседневного быта. Драматургия веристских опер иногда сближается с натуралистической драмой: в ней господствуют острые коллизии, напряжённые конфликты, действие нередко происходит в обыденной, прозаической обстановке.

Новым для итальянской оперы было обращение к современной теме, изображение быта простых людей — крестьян, ремесленников, представителей интеллигенции. Веристская опера не чуждалась и элементов экзотики (картины японского быта в «Мадам Баттерфлай», американского — в «Девушке с Запада» Пуччини).

Атмосфера трогательной сентиментальности, чувствительности, нарушаемая вспышками мелодраматических страстей, некоторое однообразие сюжетного материала, ограниченного темами любви и ревности, снижают общественный пафос веристских опер в сравнении с операми Верди. Однако им также свойственны эффектность театральных ситуаций, напряжённость кульминационных сцен.

Важными завоеваниями веристской оперы были калейдоскопическая смена событий, предвосхищающая «кадровый» монтаж кино, применение прозаического текста вместо стихотворного. Для веристских опер характерно обогащение речитативно-декламационной сферы, применение сквозного симфонического развития, отказ от активной роли хора, от развёрнутых арий-монологов, введение сжатых динамичных ариозо, отличающихся мелодической выразительностью.

Некоторое усложнение ладо-гармонического и оркестрового стиля (с использованием творческого опыта Р. Вагнера, позднее К. Дебюсси) сочетается в музыке веристов с простотой и общедоступностью песенно-жанровых элементов, рождённых бытовым музицированием того времени.

Литература: Смис А. К. (Кузнецов К. A.), Пуччини и его опера «Богема», М., 1936; Нестьев И., Д. Пуччини, М., 1963, 1966; Данилевич Л., Д. Пуччини, М., 1969.

И. В. Нестьев

реклама

вам может быть интересно

Трёхчастная форма Термины и понятия
Граммофон Музыкальные инструменты

Главы из книг

Публикации

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Гетерофония Термины и понятия
Напев Термины и понятия
Тропарь Церковная музыка
Тапёр Термины и понятия
Тембр Термины и понятия
Opus, опус Термины и понятия
Речитатив Опера, вокал, пение
Монреаль Города
Пермь Города
Тунисская музыка Национальные культуры

Реклама

Категории словаря

течения в искусстве, опера, вокал, пение

просмотры: 16332
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть