Египетский балет

С глубокой древности в Египте танц. искусство было представлено в храмовых и бытовых танцах. В средние века танец стал приобретать черты развлекательности. До 20 в. дошли некоторые нар. танцы, такие как ад-дера (щит), ат-тахтыб (сражение) и др. Гл. особенность егип. танцев - чёткий ритм барабанного аккомпанемента и хлопков в ладоши, сопровождение песней. Религиозный танец включает медленные движения, которые постепенно ускоряются. Изгнание злых духов (аз-зар) - темпераментный танец, свадебный - весёлый, праздничный и в то же время лиричный и плавный, с палками - демонстрирует силу и мужество танцовщика. Превращение танца из ритуала в зрелище связано главным образом с погребальным обрядом, когда действие происходило в храме. Свадебный обряд также был одним из первых танц. зрелищ. Танец стал также обязательным компонентом в нар. театре 13 в. аль-хаккавати (актёр-рассказчик), сохранялся в театре бродячих актёров (17 в.), нар. театре ас-самир (18 в.) и в театре европ. форм 19 - нач. 20 вв. В разл. районах Египта существует множество танцев более позднего происхождения: аль-хаггаля (скачущая), аль-бамбутыйя (меняла), аль-каффафа (прихлопывание) и женский сольный танец, известный как танец живота, вероятно развившийся на основе исчезнувшего ныне нар. танца аннахля (и митауп) изгнания пчелы, попавшей в одежды танцовщицы). Попытки постановки народных танцев на сцене относятся ко 2-й пол. 19 в., когда в Египте появились первые театры, в частности театр оперы (1869). Гастроли зарубежных оперных и балетных трупп в Египте способствовали появлению музыкально-танцевальных представлений. К этому же времени относится открытие школ танца (вне школ обучение танцам существовало с 17 в.). После революции 1952 начали создаваться танц. ансамбли, среди которых был популярен "Реда" (организован в 1958, ведущие танцовщики - Фарида Фахми и Махмуд Реда).

Каирская балетная школа начала работать в 1958 под руководством сов. специалистов: А. В. Жукова (1958), С. А. Павлова (1963-66), К. В. Шатилова (1966-69), А. В. Кузнецова (1969-73) и др. Первый балетный спектакль "Бахчисарайский фонтан" (1966, по Р. В. Захарову, балетм. Л. М. Лавровский) осуществлён силами учеников балетной школы.

Профессиональная балетная труппа была создана в 1967 на основе первого выпуска Каирской балетной школы и группы египтянок, окончивших Моск. хореографич. училище. Среди пост. Каирской балетной труппы: концертная программа из 2 отделений (сцена сна из балета "Дон Кихот" и концертные номера, 1967), "Жизель" (балетм. К. М. Сергеев), "Щелкунчик" (балетм. Шатилов), оба - 1968; "Дон Жуан" (балетм. Кузнецов), "Послеполуденный отдых фавна" и "Дафнис и Хлоя" (балетм. С. Лифарь), оба - 1970; "Золушка" (1978, балетм. М. Фахми Эзз) и др.

Первый нац. спектакль - одноактный балет "Стойкость" (1972), созданный на основе вокально-симфонич. поэмы "В грозные дни" Ашрафи (балетм. Абд аль-Монейм Камель). Были пост. балеты "Большой вальс" на муз. Р. Штрауса (1974, балетм. Шульгина), одноактный балет "Лоркиана" на исп. нар. музыку, "Гамлет" на муз. Шостаковича, "Шехеразада", "Лейли и Меджнун" (все - балетм. Мнацаканян). В нац. опере-балете "Глаза Бахии" на муз. Гамаля Саляма (1976) танцы пост. Абд аль-Монейм Камель, Яхья Эсмат Али. В 1974 школа показала балет "Доктор Айболит" (1974, балетм. Шульгина). Сов. артисты участвовали в некоторых юбилейных спектаклях ("Жизель" и "Дон Кихот" - Н. Н. Бессмертнова, М. А. Сабирова и В. Ш. Галстян). Среди солистов: танцовщицы - Магда Салех, Алейя Абд ар-Разак, Соня Саркис, Эльхам аль-Амир; танцовщики - Абд аль-Монейм Камель, Реда Шита, Хасан Шита, Реда Фарид, Ахмед Шукри и др. В 1971 балетная школа создана и в Александрии.

Каирская балетная труппа выступала за рубежом (СССР - 1972, Болгария и Югославия - 1975, Сирия и Япония - 1977). Артисты и ученики Каирской балетной труппы участвовали в междунар. конкурсах артистов балета в Москве, Софии, Гаване и Токио.

Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981

реклама

вам может быть интересно

Песня без слов Музыкальные жанры
Нотное письмо Термины и понятия

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Принципал Музыкальные инструменты
Милан Города
Унисон Термины и понятия
Ситар Музыкальные инструменты
Batteries, батри Балет и танец
Древнееврейская музыка Национальные культуры
Филармония Термины и понятия
Сольфеджио Термины и понятия
Passe, пасе Балет и танец
Tempo rubato, тeмпо рубaто Термины и понятия

Реклама

Категории словаря

балет и танец, национальные культуры

просмотры: 3043
добавлено: 23.04.2011



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть