Квинтовый круг

Категории словаря

Система расположения тональностей по степени гармония, родства. Изображается графически в виде схемы, на к-рой мажорные и минорные диезные тональности располагаются по чистым квинтам вверх, а бемольные - по чистым квинтам вниз. Теоретически диезный К. к. и бемольный К. к. существуют самостоятельно, представляя собой как бы спирали. Это объясняется тем, что от продолжения движения вверх по чистым квинтам возникают всё новые тональности с постепенным нарастанием числа диезов, а затем дубль-диезов, а от продолжения движения вниз - новые тональности с постепенным нарастанием числа бемолей, а затем дубль-бемолей. Чтобы построить мажорные диезные тональности от всех 12 звуков октавы, необходимо совершить движение по К. к. в сторону диезов (по часовой стрелке) до полного оборота и заключить его энгармонически равной до мажору тональностью - си-диез мажором (His-dur, 12 диезов).

Квинтовый круг наиболее употребительных мажорных и минорных тональностей (пунктиром обозначены ангармонически равные тональности).

Движение в противоположном направлении по К. к. даёт 12 мажорных бемольных тональностей; в этом случае энгармонически равной до мажору тональностью будет ре дубль-бемоль мажор (Deses-dur, 12 бемолей). Практически же в музыке благодаря энгармонизму К. к. замыкается, образуя общий круг диезных и бемольных мажорных тональностей, а также общий круг диезных и бемольных минорных тональностей.

В. А. Вахромеев

реклама

вам может быть интересно

Болеро Музыкальные жанры
Grand, гран Балет и танец

рекомендуем

смотрите также

Вводный тон Термины и понятия
Свободный стиль Термины и понятия
Революционная песня Музыкальные жанры
Мангеймская школа Течения в искусстве
Аккомпанемент Термины и понятия
Ханенде Национальные культуры
Лютня Музыкальные инструменты
Неаполитанская оперная школа Течения в искусстве
Двухчастная форма Термины и понятия
Доля Термины и понятия

Реклама