Балет Тюдора «Сиреневый сад»

Jardin aux Lilas

Балет Тюдора «Сиреневый сад» / Jardin aux Lilas

Одноактный балет на музыку «Поэмы» Э. Шоссона.

Балетмейстер Э. Тюдор, сценаристы Э. Тюдор и X. Стивенсон, художник X. Стивенсон.

Премьера осуществлена 26 января 1936 года труппой «Балле Рамбер», Лондон.

Время действия — конец викторианской эпохи.

Небольшая поляна окружена гигантскими кустами сирени. Поднимается туман. Каролина перед свадьбой устраивает в сиреневом саду вечер для друзей. Она в белом платье и с белыми цветами в волосах и ее Жених в вечернем костюме представляют собой красивую пару, но каждый занят своими мыслями. Появляется смуглый Юноша в мундире. Это возлюбленный Каролины. Она жестом велит ему удалиться, берет Жениха под руки и уходит с ним.

На вечеринку прибывают гости. Среди них Дама в серовато-голубом платье — бывшая любовница жениха Каролины, но невеста об этом не догадывается. Каролина обнимает своего возлюбленного, но Дама в голубом прерывает их свидание. Каролина знакомит ее с любимым.

Каролина одна. Она в отчаянии. Появляются гости, они начинают танцевать, но Каролина не в силах присоединиться к их веселью и удаляется.

В саду появляется жених Каролины. Женщина в голубом бросается к нему. Он, возможно, любит ее до сих пор и мечтал вновь увидеть ее, но не здесь. Показавшиеся в саду гости прерывают свидание, и пара исчезает. Гости также покидают сцену. Остается Каролина и ее возлюбленный, который падает перед ней на колени. Две замужние гостьи с любопытством наблюдают за влюбленными. Юноша убегает, а дамочки перешептываются, обсуждая тайну Каролины. Каролина уходит.

Юноша ищет свою любимую Каролину, женщины пытаются его утешить. Возвращается Каролина, и гостьи оставляют влюбленных вдвоем, но миг счастливой близости исчезает, го и они обреченно отстраняются друг от друга. Появляется жених, и Каролина уходит с ним.

Гости танцуют в саду. Женщина в голубом пытается привлечь внимание бывшего любовника, но он яростным жестом гонит ее прочь, опасаясь, что Каролина заметит это. Но, как только дама в голубом уходит, уходит и Каролина. Жених в отчаянии от мысли, что потерял обеих, спешит за бывшей любовницей.

Появляется Каролина и ее возлюбленный, они танцуют, не замечая ничего вокруг, а затем уходят. Их сменяют Жених и Женщина в голубом. В глубине сцены возникают Каролина и ее возлюбленный. Жених отворачивается от Женщины в голубом и бросается к Каролине. Появившиеся гости застывают в напряжении, глядя, как Жених целует руку Каролине.

Гости начинают танцевать. Внезапно Жених уходит. Женщина в голубом простирает руки ему вслед. Возлюбленный Каролины убегает, но вскоре возвращается с букетом сирени. Юноша преподносит цветы Каролине, встав на колено, целует ее руку. Но возвращается Жених с плащом и укутывает им Каролину. Она машет гостям и протягивает руку возлюбленному, но Жених пресекает ее жест. Тогда Каролина берет Жениха за руку и исчезает вместе с ним. Гости расходятся. В саду остается лишь безутешный Юноша — возлюбленный Каролины...

Балет Тюдора «Сиреневый сад» / Jardin aux Lilas

Мари Рамбер, в труппе которой был впервые поставлен «Сиреневый сад», в своей книге «Ртуть» вспоминала, как началась история этого балета: «Тюдор поставил „Сиреневый сад" в 1936 году. Сюжет был предложен Хью Стивенсоном, который создал превосходные декорации, изображающие кусты сирени, и прекрасные, очень выразительные костюмы для персонажей. Сложное переплетение чувств персонажей прекрасно передано движениями и построениями танца. Едва уловимые оттенки настроения были видны без помощи мимики или жестов. Этот балет можно назвать „психологическим" — по тем же причинам, по которым назван психологическим известный роман „Красное и черное" Стендаля. В спектакле есть один поразительный момент: в разгар драмы артисты замирают на несколько тактов. В это время и зрители невольно задерживают дыхание. В целом балет идеален, его справедливо считают классическим. Хотя он был предназначен для небольшой сцены „Меркьюри тиэтр", его удалось перевести на сцену нью-йоркской „Метрополитен-Опера". Как я уже отмечала, самые удачные из балетов „Меркьюри тиэтр" смотрятся на большой сцене еще лучше — потому что после ее ограниченного пространства артистам есть, где развернуться. При этом целостность самой постановки становится явной».

Музыка балета принадлежит французскому композитору Эрнесту Амеде Шоссону (1855-1899). Ученик Жюля Массне и Сезара Франка в своем творчестве он был не новатором, а скорее завершителем традиций своих предшественников. Композитор избегал крайностей, отдавая предпочтение глубокому лиризму, изысканности выражения и отточенной форме. Его музыка занимает особое место между драматическим, проникнутым мистикой романтизмом Франка, и «воздушным» импрессионизмом Дебюсси. Балет «Сиреневый сад» был сочинен на получившую большую известность «Поэму» для скрипки с оркестром Э. Шоссона (опус 25).

Хореограф балета «Сиреневый сад» Энтони Тюдор (подлинное имя Уильям Кук, 1909-1987) — английский артист балета, балетмейстер и педагог, учившийся танцу у Мари Рамбер. Известность ему принесли постановки балетов «Сиреневый сад» и «Мрачные элегии» (1937, Г. Малер), созданные для труппы Рамбер. В 1939 году Тюдора приглашают в Американский театр балета, для которого он создает ряд балетов. Среди них «Огненный столп» (1942, А. Шенберг), «Трагедия Ромео и Джульетты» (1943, Ф. Делиус), «Тень ветра» (1948, Г. Малер). В 1949-1950 и 1963-1964 годах Тюдор возглавлял Королевский балет Швеции. Отметим здесь балет «Эхо труб» (1963, Б. Мартину). Поставил для «Нью-Йорк Сити бэллей» новую редакцию «Сиреневого сада» (1951), а также балеты «Дама с камелиями» (1951, Дж. Верди) и «Глория» (1952, Л. Бетховен). В 1975-1980 годах Тюдор был помощником директора Американского театра балета, здесь он создал свои последние спектакли — «Увядающие листья» (1975) и «Землепашец» (1978), оба на музыку Антонина Дворжака. Творчество Тюдора оказало значительное влияние на современный балетный театр, а «Сиреневый сад» стал одним из классических балетов мирового театра XX века.

Этот балет был поставлен на сцене Мариинского театра ассистентом хореографа Айни Хьюннинен 26 января 1992 года вместе с другим балетом Энтони Тюдора «Увядающие листья». Главный балетмейстер театра Олег Виноградов пояснял: «Чем интересен „Сиреневый сад"? Тюдор вообще отличается от всех хореографов очень тонкой нюансировкой, разработкой пластического речитатива — тем, что необходимо нам и в классике — в той же „Жизели", в той же „Сильфиде". Он вышел оттуда и пошел дальше — его психологическая пантомима в сочетании с танцем — тот синтез, которым мы пока не владеем. Но он нужен сегодня нам как воздух. Стилистика Тюдора нам близка, мы хотим это танцевать и можем. А наши артисты, даже молодые, сразу интересно проявились в новой для себя хореографии».

В премьере безусловный успех имели и юная Анна Поликарпова (Каролина), и опытная Татьяна Терехова (Женщина в его прошлом). Их достойными партнерами были молодой Андрей Яковлев (ее бывший возлюбленный) и зрелый танцовщик Александр Курков (Жених Каролины).

А. Деген, И. Ступников

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Дата премьеры

26.01.1936

Жанр

балеты

Страна

Англия

просмотры: 444
добавлено: 11.05.2017



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть