Эрнест Шоссон

Ernest Chausson

Эрнест Шоссон / Ernest Chausson

Учился в Парижской консерватории в классе композиции у Ж. Массне (1880). В 1880-83 брал уроки у С. Франка. С 1889 был секретарём Национального музыкального общества. Уже ранние произведения Шоссона, прежде всего вокальные циклы (7 песен на сл. Ш. Леконта де Лиля, А. Сильвестра, Т. Готье и др., 1879-82), обнаруживают его склонность к утончённой, мечтательной лирике.

Для музыки Шоссона характерны ясность, простота выражения, изысканность колорита. В ранних сочинениях заметно воздействие Массне (4 песни на сл. М. Бушора, 1882-88, и др.), позже — Р. Вагнера: симфоническая поэма «Вивиана» (1882), опера «Король Артюс» (1886-1895), написанные на сюжеты легенд т. н. артуровского цикла (благодаря чему аналогия с творчеством Вагнера особенно явственна). Однако в разработке сюжета оперы Шоссон далёк от пессимистической концепции «Тристана и Изольды». Композитор отказался от развёрнутой системы лейтмотивов (основой развития служат четыре музыкальные темы), доминирующей роли инструментального начала.

В ряде сочинений Шоссона несомненно также влияние творчества Франка, проявившееся прежде всего в 3-частной симфонии (1890), в её принципах структуры и мотивного развития; вместе с тем рафинированно-блеклый оркестровый колорит, лирическая интимность (2-я часть) свидетельствуют об увлечении Шоссона музыкой молодого К. Дебюсси (знакомство с которым в 1889 перешло в дружбу, длившуюся почти до смерти Шоссона).

Многие произведения 90-х гг., например, цикл «Теплицы» («Les serres chaudes», на сл. M. Метерлинка, 1893-96), с их сдержанной речитацией, изысканно-неустойчивым гармоническим языком (широкое использование модуляций), тонкостью звуковой палитры, можно отнести к раннему импрессионизму. Особенную известность приобрела «Поэма» для скрипки с оркестром (1896), высоко оценённая Дебюсси и исполняемая многими скрипачами.

Сочинения:

оперы — Прихоти Марианны (Les caprices de Marianne, по пьесе А. де Мюссе, 1884), Елена (по Ш. Леконту де Лилю, 1886), Король Артюс (Le roi Arthus, либр. Ш., 1895, пост. 1903, т-р «Де ла Монне», Брюссель); кантата Араб (L’arabe, для скр., муж. хора и орк., 1881); для оркестра — симфония B-dur (1890), симф. поэмы Вивиана (1882, 2-я ред. 1887), Одиночество в лесу (Solitude dans les bois, 1886), Праздничный вечер (Soir de fкte, 1898); Поэма Es-dur для скр. с орк. (1896); Ведический гимн для хора с орк. (Hymne vйdique, сл. Леконта де Лиля, 1886); для жен. хора с фп. Свадебная песнь (Chant nuptial, сл. Леконта де Лиля, 1887), Погребальная песнь (Chant funebre, сл. У. Шекспира, 1897); для хора a cappella — Жанна д’Арк (лирич. сцена для солиста и жен. хора, 1880, возможно, фрагмент неосуществлённой оперы), 8 мотетов (1883-1891), Баллада (сл. Данте, 1897) и др.; камерно-инструментальные ансамбли — фп. трио g-moll (1881), фп. квартет (1897, закончен В. д’Энди), струн. квартет c-moll (1899, не окончен); концерт для скр., фп. и струн. квартета (1891); для фортепиано — 5 фантазий (1879-80), сонатина F-dur (1880), Пейзаж (Paysage, 1895), Несколько танцев (Quelques danses, 1896); для голоса с оркестром — Поэма любви и моря (Poeme de l’amour et de la mer, сл. Бушора, 1892), Вечная песнь (Chanson perpetuelle, сл. Ж. Кро, 1898); для голоса с фортепиано — песни (св. 50) на сл. Леконта де Лиля, Т. Готье, П. Бурже, Бушора, П. Верлена, Метерлинка, Шекспира и др.; 2 дуэта(1883); музыка к спектаклям драматического театра — «Буря» Шекспира (1888, «Пти театр де марионет», Париж), «Легенда о св. Цецилии» Бушора (1892, там же), «Птицы» Аристофана (1889, не пост.).

В. А. Кулаков

реклама

вам может быть интересно

Произведения

Публикации

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Дата рождения

20.01.1855

Дата смерти

10.06.1899

Профессия

композитор

Страна

Франция

просмотры: 4614
добавлено: 14.12.2010



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть