Оперетта Зуппе «Бокаччо»

Boccaccio

Композитор
Дата премьеры
01.02.1879
Жанр
Страна
Австрия
Оперетта Зуппе «Бокаччо» / Boccaccio

Оперетта Франца фон Зуппе в трёх действиях.
Либретто Ф. Целля и Р. Жене.

Первое представление состоялось 1 февраля 1879 года в Вене.

Содержание излагается по оригинальному тексту.

Действующие лица:

Джованни Боккаччо, известный поэт и писатель (тенор); Пьетро, принц Палермский (тенор); Скальца, цирюльник (бас); Беатриче, его жена (сопрано); Лотеринги, бочар (баритон); Изабелла, его жена (альт); Ламбертуччо, бакалейщик (баритон); Перонелла, его жена (меццо-сопрано); Фиаметта, их приемная дочь (сопрано); Леонетто, студент, приятель Боккаччо (баритон); горожане и горожанки, студенты, служанки, подмастерья, нищие, придворные, дети, стража и персонажи комедии дель арте.

Действие происходит во Флоренции в 1331 году.

Главным героем оперетты является один из крупнейших писателей итальянского Возрождения Дж. Боккаччо (1313—1375). Либреттисты не ставили целью инсценировать для оперетты его биографию. Они взяли несколько его новелл из знаменитого «Декамерона», сюжетно объединили их и сделали героем самого писателя.

«Боккаччо» — одна из лучших оперетт Ф. Зуппе. Она отличается ярким итальянским колоритом в сочетании с типично венской мягкой мелодикой, увлекательными ритмами, своеобразными музыкальными характеристиками действующих лиц, большим лирическим подъемом. Музыкальная структура оперетты свидетельствует о стремлении Зуппе сблизить опереточные формы с оперными. Об этом говорит обширная партитура с развитыми музыкальными сценами, с большими ансамблями и хором, в которых активно движется действие, со множеством речитативов, с самостоятельными оркестровыми эпизодами и монументальными финалами.

Первое действие

На площади у церкви святой Марии перед домом цирюльника Скальцы собрались нищие. Сегодня праздник, и они рассчитывают на богатый сбор. (Интродукция с хором и соло «Нынче праздник у нас», с подражанием церковным напевам.) Входит Леонетто, студент, влюбленный в Беатриче, жену Скальцы. Цирюльник уехал, и Леонетто хочет воспользоваться его отсутствием. Его реплика «Как прелестна Беатриче» — в увлекательном ритме тарантеллы, который подхватывает хор — выходящие на площадь горожане. Появляется книготорговец, который громко расхваливает свой товар, в том числе рассказы Джованни Боккаччо. Женщины хотят купить книжку, но мужья в ярости. Они считают его клеветником и злодеем. Разворачивается красочная, темпераментная речитативно-хоровая сцена. Неожиданно из поездки возвращается Скальца. Вместе с бочаром Лотеринги и бакалейщиком Ламбертуччо он хочет потребовать, чтобы Боккаччо выселили из Флоренции. Все трое непоколебимо убеждены в верности своих жен. Под окном собственного дома Скальца и двое его друзей поют нежную серенаду «Друг мой нежный». В ответ они слышат отчаянный крик Беатриче, взывающей о помощи. У нее был Леонетто, а потом явился и сам Боккаччо. Услышав голос мужа, Беатриче быстро выходит из затруднительного положения. Жалобно и вместе с тем кокетливо звучит ее рассказ о том, как к ней ворвался неизвестный юноша, умоляя спрятать его, а за ним — преследующий его офицер. В то же мгновение из дома Скальцы выбегают, фехтуя в такт музыке, замаскированные Леонетто и Боккаччо. На шум сбегаются горожане и студенты. Весело звучит их пение «Нам впрок обман пойдет», дружно подхватываемое хором. Скальца, успокаивая «напуганную» жену, уводит ее в дом. Студенты смеются над обманутым мужем. Изящна и пикантна песенка Боккаччо «Глядите, там вон парочка идет».

Начинается церковная служба. Среди прихожан появляются жена Ламбертуччо Перонелла и ее приемная дочь Фиаметта. Их дуэт «В соборе колокольный звон» спокоен и певуч, а романс Фиаметты «Ты верности не требуй» прост, но изящен. Боккаччо слышит Фиаметту. Он любит ее нежно и преданно и хочет сегодня же говорить с ней.

Женщины скрываются в церкви, а на площади появляется переодетый простым горожанином принц Пьетро. Он ищет Боккаччо, чтобы с ним познакомиться. Подходит поэт. Принц Пьетро хочет «пойти в ученье» к Боккаччо, который восхищает его своими рассказами о любовных авантюрах.

Служба окончена. Прихожане выходят из церкви. Боккаччо убегает, а Пьетро уходит с Ламбертуччо и Лотеринги, которые хотят разыскать ненавистного поэта. Появляется Фиаметта, и около нее сразу возникает Боккаччо, переодетый в платье нищего. Он признается в любви девушке. Их дуэт «Что слышу, голос знакомый» полон неподдельного, искреннего чувства.

Огромный финал действия полон веселья и суеты. Здесь и нападение разъяренных горожан на принца Пьетро, которого они приняли за Боккаччо, и возмущение начальством, которое отказалось выслать поэта, и сцена сожжения книг — товара книготорговца. В толпе — неузнанный Боккаччо. Он смеется: пусть жгут, что могут, его новеллы бессмертны.

Второе действие

Раннее утро около домов Лотеринги и Ламбертуччо. Боккаччо, Леонетто и Пьетро, сопровождаемые студентами, пришли сюда, чтобы спеть серенаду своим возлюбленным. Леонетто — Перонелле, Боккаччо — Фиаметте, Пьетро — жене бочара Изабелле. Сначала звучит их непритязательная песенка «С подружкой вдвоем», затем серенада «Когда б я был»— нежная и в то же время озорная. Приближается Лотеринги, и все трое скрываются. Изабелла встречает мужа крепкой руганью, на что он отвечает песней «Жена моя со мной бранится». Изабелла замечает Перонеллу и Фиаметту. Им всем Боккаччо ухитрился забросить записки. Терцет с письмами «Как сердце волнуется» — изящный вальс. Изабелла уединяется с Пьетро. Бойко звучат ее куплеты «Может женщина шутить». Перонелла и Леонетто уходят вместе в сад. Все счастливы. Боккаччо может поговорить с Фиаметтой. Появляется Лотеринги, и Пьетро быстро лезет в пустую бочку. Бочар замечает его, но Изабелла объясняет, что пришел какой-то незнакомец, который хочет купить бочку. Пьетро покупает бочку, и успокоенный Лотеринги удаляется вместе с женой. Уходит и Пьетро. Действие продолжается в саду Ламбертуччо, где хозяин снимает сливы. Появляется Боккаччо, переодетый батраком. Он пришел помочь хозяину. Его песнь «Я на кого ни посмотрю» нарочито примитивна. Он сообщает бакалейщику, что одно из его деревьев волшебное. Если встать под него, начинают чудиться любовные истории.

Ламбертуччо и Лотеринги, стоя под этим деревом, видят, как Перонелла целуется с Леонетто, а Изабелла — с Пьетро. Бочар и бакалейщик не верят своим глазам и ничего не могут понять, но является Скальца и говорит, что ему точно известно: Боккаччо здесь, в доме. Общая суматоха. Друзья Скальцы хватают какого-то незнакомца н избивают. Он оказывается мажордомом герцога Тосканского, который десять лет назад отдал Фиаметту на воспитание Ламбертуччо. Теперь она должна уйти с ним.

Третье действие

В саду герцогского дворца. Боккаччо рассказывает свои пикантные новеллы. Изящно и немного церемонно, в ритме менуэта звучит хорик «Его все рассказы». Леонетто приносит известие, что Фиаметта оказалась дочерью герцога и должна выйти замуж за принца Пьетро. Боккаччо обдумывает, как можно склонить принца отказаться от Фиаметты. В любовном дуэте «У нас красавиц много» Боккаччо и Фиаметта признаются во взаимной любви. Боккаччо приводит актеров, которые разыгрывают импровизированную комедию о Коломбине, влюбленной в Арлекина, но обещанной в жены Нарциссу. Пьетро понимает аллегорию, отказывается от названной невесты и отдает Фиаметту другу.

Л. Михеева, А. Орелович

реклама

вам может быть интересно

Бах. Кантата «Трагическое действо» Вокально-симфонические

рекомендуем

смотрите также

Реклама